МИФОЛОГИЯ: Портрет успеха в российском интерьере


"Когда люди ненавидят кого-либо, надо непременно узнать почему. Когда люди любят кого-либо, надо непременно узнать почему", - учил социолог древности Конфуций. Совет резонный. Ведь вполне возможно, любят не за то, за что следует, и ненавидят без всякой разумной причины.

Демографы и социологи понимают, как важно соотношение явных и неявных моментов мышления тире моделей поведения в стране. В дальней перспективе оно может сильно повлиять на ее будущее.

Экономисты говорят: запасы нефти конечны, всё определит интеллектуальный потенциал плюс экономическая составляющая этоса (трудовая мораль). Но этос, о котором писал Макс Вебер, не сведется к элементарной добросовестности или дисциплине на рабочем месте. Давно известно, сколь сложный комплекс представлений и приоритетов, даже верований вовлечен в сферы производства и потребления.

Рассмотрим проблему на примере отношения к успеху. Специалисты, анализирующие менталитет народа, предпочитают говорить о многослойной картине мира, вкодированной в культуру. Ту понимают максимально широко: как сумму ценностей и навыков - от традиционных представлений о прекрасном до манеры однотипно совершать что-либо "по умолчанию". Скажем, нести с родного завода, подавать нищим, мириться с взятками или писать "7" с черточкой.

Носитель коллективной картины мира - народ. В него-то "планка ожиданий", "достижительность", "ответственность" и другие модальности (в том числе успех) впаяны подобно органам живого существа.

Как относится к успеху загадочная русская душа? Изведены горы бумаги, чтобы доказать очевидное: к человеку, быстро добившемуся всего, у нас относятся плохо. В чем только его не подозревают - в родственных связях, в вульгарном воровстве, в случайном везении. А мафиозность стала за полтора десятка лет чем-то вроде сверхидеи, придав имиджу РФ не лучший ореол. Предвзятое отношение налицо и дорого обходится. Олигарх - значит, вне морали, обязательно связан с преступным миром. Случись что - ему никто не сочувствует. Такова-де православная традиция, видевшая в преуспеянии служение мамоне. Тем не менее складывается и противоположный стереотип, близкий к американскому почитанию успеха. Равное желание верить и подражать вызывают и хоккеист, играющий в НХЛ, и преступный авторитет. Главное - что преуспел, а как сколотил первый миллион - кому какое дело - разве можно у нас честно разбогатеть! Подобный дискурс подтверждается поговорками, унаследованными от советского политпросвета, вроде "в основе всех крупных состояний лежит криминал". Венец всему прудоновское: "Собственность - это кража".

Получается, что и противники, и сторонники успеха в России повторяют те же слова. Их доводы - близнецы-братья. Вот где наглядно видны глубинные шаблоны мышления, определяющие как саму риторику, так и ее вектор.

В последнее время отношение к успеху несколько изменилось. В первую голову - у его носителей. Прослойка состоятельных людей отходит от демонстрации материальной составляющей успеха. Новый имидж успешного человека разительно отличается от фольклорного образа нового русского (многие персоналии никогда не были похожи на персонажей анекдотов). Теперь его имидж окрашен в тона скромности. И не случайно. На поверхности - выводы из общения с зарубежными коллегами. Психологически тоже ясно: пришло осознание своего успеха; его нет нужды демонстрировать, и прежде всего самому себе. Но глубинная причина - размер пропасти между преуспевшим человеком с его трезвой головой и миллионами остальных, в которых жива кривая сказка о нем.

Существует ли национальный рецепт успеха "по правилам"? Дюжину лет назад вопрос не был бы понят. Сегодня западные топ-менеджеры изучают мифы и легенды; по ним выбирают стратегию поведения корпораций, не вызывающую отрицательного эха. А "внутренний миф" компаний! Рекламщики уже давно поняли, где ключ к менталитету... Но как устроен миф изнутри и каким образом эффективно его использовать?