Сибирская New York Pizza


НОВОСИБИРСК - Обычная хоккейная шайба, купленная в новосибирском магазине, пробудила в душе американца Эрика Шогрена желание начать свое дело. Причем не в родном Миннеаполисе, а в загадочном заснеженном Новосибирске. Сегодня компания 37-летнего Эрика Шогрена управляет бизнесом, в который входят несколько кафе быстрого питания, бар и рестораны, обеспечивая работой более пяти сотен человек.

Шогрен вырос в обычно американской семье. Закончив школу, Шогрен занялся мелким бизнесом - изготовлением постеров с изображением известных спортсменов. А в 1992 г. приехал в Новосибирск в гости к брату Брэду, который учился по обмену в русской школе в Академгородке. Как раз тогда Эрик купил на память обычную хоккейную шайбу советского производства и был поражен ее копеечной стоимостью. "За $1 можно было купить несколько десятков шайб, и я стал думать, как отправить в США корабль с русскими шайбами и сделать себе состояние, торгуя ими по $1 за штуку! ", - смеется бизнесмен. Попытки Шогрена организовать экспорт в Америку русских шайб успехом не увенчались, но мысль заняться бизнесом в России с тех пор не давала Шогрену покоя.

Брэд познакомил его с новосибирским бизнесменом, объединившись с которым братья начали торговать в России дорогими американскими автомобилями. В 1993 г., заработав свой первый капитал, Эрик решил открыть в Новосибирске супермаркет. В дело вложили более $500 000, часть из которых принадлежала инвестиционной компании Shogren enterprises.

"Необычный" магазин, к тому же торгующий американскими товарами, быстро обрел популярность. Однако Эрик не учел российской специфики. Между ним и российским партнером начались серьезные разногласия, в итоге супермаркет пришлось закрыть, и Шогрен потерял все вложенные деньги. "Первый проект в России стал для меня хорошей тренировкой, я всегда говорил, что в рецепте успеха лежит провал", - говорит предприниматель.

Потерпев фиаско, он уехал на родину. Но после приключений в российской глубинке жизнь в Америке казалась слишком пресной. И, женившись на русской студентке, в 1995 г. Шогрен вернулся в Сибирь с намерением во что бы то ни стало открыть здесь свое дело.

Около года Шогрен искал идею для бизнеса, выбор пал на фаст-фуд. В то время ниша качественных ресторанов быстрого питания в Новосибирске была совершенно пуста. Самая агрессивная сеть фаст-фудов - McDonaldХs игнорировала этот регион. "Одно дело открыть ресторан, другое - обеспечить своевременность доставки продукции, - сказала Светлана Полякова, руководитель отдела по связям с общественностью McDonaldХs, объясняя, почему компания пока не расширяется в сторону Урала. - Своего распределительного центра, как в Москве или Санкт-Петербурге, у нас в Новосибирске пока нет".

Воспитанный на индустрии фаст-фудов, Шогрен не стал слепо копировать McDonaldХs и решил вместо гамбургеров продавать пиццу. Перед тем как открыть первый ресторан, он снова отправился в Америку, чтобы собрать информацию и перенять опыт владельцев фаст-фудов. В августе 1996 г., вложив около $150 000, он открыл почти в самом центре города первый круглосуточный ресторан быстрого питания на 75 мест под названием New York Pizza. Поначалу все, что могли, делали вдвоем с женой. "Мы занимались всем подряд: жена на таможне оформляла документы, я возил продукты, - вспоминает Шогрен, - у нас не было тогда даже бухгалтера, я хотел сам досконально изучить технологию своего бизнеса". Спустя месяц после открытия в пиццерии работали 40 человек, включая шеф-повара. Буквально сразу после открытия ресторан New York Pizza стал необыкновенно популярным среди местной молодежи. Недорогая пицца ($1,20 за порцию) в интерьере, оформленном в американском стиле с портретами Боба Марли, Мэрилин Монро, Джима Моррисона на стенах, и под звучащий рок-н-ролл, привлекала посетителей. Через два месяца Эрик Шогрен открывает вторую пиццерию. К концу первого года среднемесячный оборот двух ресторанов достиг $150 000, а штат сотрудников вырос до 80 человек. "Мы не тратили ни цента на рекламу, - говорит Шогрен, - лучшей рекламой были наши клиенты". Американец ввел почасовую оплату для персонала, чтобы привлечь на работу студентов, для которых была разработана система продвижения по службе на основе опыта McDonaldХs.

"Мне было 14 лет, когда я пришел в только что открывшийся ресторан, тогда мои обязанности заключались в мытье полов и столиков", - вспоминает Дмитрий, один из первых работников New York Pizza. Позднее Дмитрий побывал на стажировке в США и теперь занимается управлением недавно открывшегося в Новосибирске ресторана "Классика", который также принадлежит Шогрену.

Бизнес американца стал стремительно расти, и к 1998 г. объем продаж самого успешного из ресторанов его сети достигал $5000 - 6000 в день. Однако финансовый кризис притормозил развитие, кроме того, у Шогрена опять начались разногласия с русскими партнерами. В результате он лишился сразу шести пиццерий. Один ресторан в Кемерове и два - в Новосибирске пришлось закрыть, потому что владельцы помещений не захотели снижать арендную плату.

Еще три ресторана New York Pizza полностью перешли в руки бывшего русского партнера Шогрена и по-прежнему работают под тем же брэндом. Сейчас юристы Шогрена пытаются доказать в суде неправомерность использования конкурентами наименования New York Pizza.

После кризиса американец предпринял несколько шагов, чтобы восстановить упавший оборот своей сети. Одной из главных перемен стал переход на российское сырье. Но большая часть оборудования по-прежнему приходит из-за границы. Шогрен, например, не может найти в России качественных печей.

Вторым радикальным шагом стало то, что начали в ресторанах сети продавать российское пиво. "Мы немного опоздали с этим решением, - вспоминает Шогрен, - создавая сеть пиццерий, мы хотим не просто скопировать западный образец, а пытаемся максимально приспособить его к особенностям местного рынка. В США, например, продажа пива в большинстве фаст-фудов не принята, а во Франции это очень распространено". Правда, курение в New York Pizza по-прежнему под запретом. Шогрен объясняет это идеологией его сети. Ее целевая аудитория - люди, которые предпочитают проводить время в пиццерии вместе с семьей.

Илья Карамшук, генеральный управляющий "Росинтер Новосибирск", признает, что компания New York Pizza первой начала осваивать рынок общественного питания в Новосибирске. "Эта компания полностью завладела такой группой потребителей, как тинейджеры", - говорит он. По словам Карамшука, сейчас новосибирский рынок фаст-фуда практически удовлетворяет спрос. Однако еще очень велика доля населения, которая или не может позволить себе посещение фаст-фуда, или не привыкла обедать вне дома и работы. К январю 2003 г. "Росинтер" успел открыть в Новосибирске два ресторана быстрого питания "РостикХc" и четыре концептуальных заведения, таких как "Планета Суши". До конца года "Росинтер" намерен открыть в Новосибирске еще один "РостикХc", а к концу 2004 г. довести число концептуальных ресторанов до 11.

Эрик Шогрен решил не ограничиваться пиццериями и открыл в помещении одной из них кофейню. Вслед за ней открылись еще две - в торговом центре на главной площади города и рядом с рестораном New York Pizza, расположенном в новосибирском Академгородке. "Кофейни и пиццерии хорошо дополняют друг друга", - утверждает Шогрен. В том же здании в центре Новосибирска, где сейчас располагаются самая крупная пиццерия и кофейня, ниже этажом находится музыкальный гриль-бар New York Times, который американец открыл четыре года назад. По вечерам там играют местные рок-н-ролльные группы и иногда исполняет джаз канадский шеф-повар из New York Pizza.

Компания Эрика Шогрена сегодня управляет в Новосибирске сетью из семи фаст-фудов New York Pizza, баром New York Times, тремя кофейнями, кулинарией "Кузина" и рестораном "Классика".

Рестораны New York Pizza ежедневно посещают 5000 человек, средний заказ в зависимости от расположения пиццерии - от 60 до 180 руб. при стоимости порции пиццы около 30 руб. Последний из ресторанов заработал в ноябре прошлого года, следующий Шогрен намерен открыть до начала лета. В дальнейшем бизнесмен планирует двигаться в соседние регионы Сибири. Шогрен утверждает, что успешное развитие собственного дела в Сибири послужит хорошим примером для иностранцев, опасающихся заниматься бизнесом в России. "Я всегда говорю, что Россия - это уникальное место и, если ты будешь играть здесь по правилам, ты добьешься успеха", - уверен Шогрен.

Статья подготовлена в рамках совместного проекта "Ведомостей" и программы "Намедни". Телевизионная версия - на канале НТВ сегодня в 10. 25.