Голливуд ищет новые сюжеты


Для голливудских фильмов характерны несложные сюжетные схемы - хорошие парни борются с плохими, причем исход легко предсказуем. Однако в отношениях между киноиндустрией и миром высоких технологий такой простоты нет и в помине. Постоянные конфликты, связанные с авторскими правами кинокомпаний и издателей музыкальной продукции, серьезно тормозят прогресс в области компьютерных технологий и бытовой электроники.

Теоретически подключить DVD-плейер к телевизору было бы удобнее всего с помощью так называемого цифрового видеоинтерфейса (DVI). Но в большинстве продающихся сегодня плейеров такого разъема нет. Дело в том, что DVI дает возможность без труда копировать видеофильмы, а производители аппаратуры очень боятся навлечь гнев могущественных киностудий. Сейчас разрабатывается новый, защищенный вариант DVI, но, пока его нет, потребителям приходится терпеть неудобства. Примеров, демонстрирующих ретроградство киномагнатов, немало. Достаточно вспомнить, как Джек Валенти, глава Американской ассоциации кино, сравнивал видеомагнитофон с бостонским маньяком.

Пока что Интернет менее опасен для киноиндустрии, чем для музыкальных издательств: в большинстве случаев скорость соединения слишком мала для передачи полноценного видеопотока. Но надолго ли сохранится такое положение? В 1995 г. мало кто мог предвидеть скорое появление онлайновых служб типа Napster, обеспечивающих обмен аудиозаписями через Сеть. Однако в конце 1990-х технологии развились настолько, что такой обмен стал вполне обыденным, и мир заметно изменился. До сих пор остаются неурегулированными многочисленные тяжбы, связанные с авторскими правами в цифровую эпоху. К примеру, имеют ли потребители право вырезать рекламные вставки из видеозаписей телепередач? Компании, работающие на рынке развлечений, считают, что нет. В результате против компании ReplayTV, выпустившей устройство для записи телепередач на жесткий диск компьютера, был возбужден иск. Истцы недовольны тем, что зрители теперь могут пропускать рекламу.

На первый взгляд, повод для иска абсурден. Американцы считают своим неотъемлемым правом пропускать рекламные ролики. Еще в 1984 г. Верховный суд страны вынес решение, оправдывающее применение видеомагнитофонов Sony Betamax. Зрители на законных основаниях могли не глядя проматывать рекламу. Казалось, что вопрос закрыт раз и навсегда.

Но все оказалось сложнее. В случае с технологией Sony суд счел, что интересы телевещателей не ущемляются - предполагалось, что большинству зрителей будет лень нажимать кнопку перемотки для каждого ролика. Если бы тогда можно было доказать, что такая перемотка используется в массовом порядке, суд, вероятно, счел бы использование Betamax незаконным.

Определить, кто в этой борьбе хороший парень, а кто плохой, нелегко. Потребители, как правило, занимают здесь сторону поставщиков новых технологий. Трудно прогнозировать грядущие технические революции - жизнь безжалостно опровергает даже весьма правдоподобные предположения. Вспомним, как в начале 1990-х индустрия звукозаписи ополчилась на появившийся тогда цифровой формат записи на магнитную ленту. Для поставщиков новой технологии был установлен специальный налог. Но реальная беда пришла к издателям музыки с неожиданной стороны - появился и получил широчайшее распространение компьютерный цифровой формат MP3. Можно с большой долей вероятности предположить, что и на нынешнем этапе борьбы стороны переоценивают одни опасности и недооценивают другие. (WSJ, 10. 02. 2003, Александр Сафин)