ИРАК: Тень холодной войны


Россия, Франция и Германия недавно выступили с совместным предложением об урегулировании ситуации вокруг Ирака. Многие наблюдатели рассматривают эту инициативу в качестве нового явления в мировой политике, значение которого выходит за рамки иракского кризиса.

Тот факт, что три страны, находившиеся во время холодной войны по разные стороны баррикад, выступают сейчас с единой инициативой по столь острой международной проблеме, свидетельствует о стремительных и всеобъемлющих переменах, которые произошли в международной системе с конца 1980-х. Исторически интересы России и западноевропейских стран часто совпадали. В конце концов, российская культура, российская цивилизация являются европейскими. Однако в недалеком прошлом общие интересы становились жертвой логики военных блоков.

Окончание холодной войны позволило строить отношения между государствами на принципиально новой основе. Теперь каждое государство может самостоятельно выступать в защиту собственных национальных интересов. В то же время сегодня все страны несут ответственность за решение мировых проблем и ведут поиск новых и более глубоких форм сотрудничества, которые позволят им решать эти проблемы. Эта динамика отражает формирование многополюсного мирового порядка. Создание современного и устойчивого миропорядка - общая цель, которая стоит перед многими странами. Это необходимое условие процветания и безопасности каждой страны. Однако новый мировой порядок не возникнет сам по себе. Чтобы выработать новые принципы и механизмы для поддержания устойчивого международного порядка, нужна политическая воля. В этом отношении важное значение имеет урегулирование иракского кризиса. Мировое сообщество, действуя через Совет Безопасности ООН, поставило перед собой ясную задачу: выяснить, есть ли у Ирака оружие массового поражения. Подобно подавляющему большинству государств, Россия полагает, что эту задачу возможно и необходимо решить мирными средствами. Силу можно использовать только в качестве крайней меры. Совершенно очевидно, что вооруженное нападение на Ирак неизбежно повлечет за собой массовые потери, в частности среди гражданского населения. Оно может дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке и во всем мире. Подобная нестабильность нанесет ущерб общему делу борьбы с международным терроризмом, а это никак не может быть оправдано. Вот почему Россия, Франция и Германия предложили альтернативу военной операции. Мы стремимся использовать все доступные средства для достижения мирного урегулирования проблемы.

Попытки представить эту инициативу в качестве антиамериканской совершенно безосновательны. Те, кто высказывают подобные предположения, или не в состоянии распознать новые тенденции в мировой политике, или сохраняют мышление времен холодной войны под лозунгом "Кто не с нами, тот против нас". На самом деле франко-германо-российское заявление подчеркивает нашу готовность вести обсуждение различных способов иракского урегулирования с США и другими странами в духе партнерства и взаимного уважения.

Москва, Париж и Берлин стремятся сохранить единство международного сообщества, в том числе и в рамках Совета Безопасности ООН, а не подрывать его. Это основное условие решения и иракской, и других международных проблем. Вместе с тем иракская проблема - не единственная, стоящая перед лицом международного сообщества. Всем государствам предстоит большая работа, чтобы соответствующим образом отреагировать на новые угрозы и вызовы. Нынешний масштаб этих угроз требует совместных действий. Ни одна страна не может бороться с ними в одиночку.

Нарождающийся миропорядок XXI в. должен строиться на принципе "единство - в разнообразии". Плюрализм - неотъемлемая часть демократии. Каждая страна имеет право доказывать собственную правоту. При этом разумные аргументы должны быть услышаны и приняты.

Демократические страны многое объединяет. Нельзя допустить, чтобы различия в тактических подходах подрывали единство наций или международных организаций, участвующих в решении мировых проблем.

Огромное значение имеет сохранение единого евроатлантического сообщества, частью которого стала и Россия. Этой цели отвечает развитие конструктивного сотрудничества между моей страной, Европой и США, объединенных общей ответственностью за поддержание мира и стабильности в обширном Евроатлантическом регионе, а также общей заботой о безопасности наших народов. Стремлением к достижению этой цели продиктовано и совместное заявление, сделанное Россией, Францией и Германией. Надеемся, что оно будет услышано и истолковано верно. (FT, 14. 02. 2003).

Автор - министр иностранных дел РФ