Экранопланы полетят с Волги в Китай


Арктическая торгово-транспортная компания (АТТК) купила в Нижегородской области площадку для производства и испытания экранопланов. В ее реконструкцию планируется вложить до конца года более $3 млн. Первые контракты на продажу 10 судов в Китай, Малазию и Италию должны принести компании $1,5 млн. В 2000 г. АТТК, которая занимается поставками нефтепродуктов и других грузов в регионы Крайнего Севера, учредила в Нижнем Новгороде ЗАО "Амфибийные транспортные технологии" по разработке и производству экранопланов (судов на динамической воздушной подушке, совмещающих свойства корабля и самолета). В мае 2001 г. первый малый экраноплан был сертифицирован по требованиям Морского регистра судоходства РФ и Международной морской организации (IMO). Как сообщил "Ведомостям" Владимир Токаренко, конкурсный управляющий ГУП НПП "Скоростные суда" (Чкаловск), комитет кредиторов предприятия в конце марта продал АТТК имущественный комплекс за 5 млн руб. Гендиректор ЗАО "АТТК" Рубен Нагапетян сказал "Ведомостям", что он станет основной производственной и испытательной базой. К началу 2004 г. планируется провести капремонт и модернизацию предприятия общей стоимостью около $3 млн, после чего на нем можно будет выпускать до 100 экранопланов в год. Сейчас первые суда строятся в одном из корпусов кстовского оборонного завода "Агат", который АТТК выкупила за $200 000 в октябре 2002 г. В начале апреля АТТК также купила в Нижнем Новгороде помещение для конструкторского бюро. По словам Нагапетяна, прошлой осенью компания получила заказ на первые 10 экранопланов: по три будут поставлены в Китай и Малайзию, четыре - в Италию. Заказ для Китая предполагается выполнить уже к началу следующего года, две машины сейчас строятся на "Агате", остальные будут собираться уже в Чкаловске. По словам Нагапетяна, выручка от контрактов после вычета налогов составит около $1,5 млн. По словам гендиректора "Амфибийных транспортных технологий" Александра Бутлицкого, сейчас строятся малые пассажирские экранопланы Aquaglide, способные развивать скорость до 170 км/ч и вмещать пять человек. Компания также планирует разработать более скоростной экраноплан Aqua-glide-50 вместимостью до 44 - 48 человек, а затем - грузопассажирский Aquaglide-60. Нагапетян уверен, что в будущем экранопланы будут покупать не только иностранные, но и российские компании, прежде всего работающие на Севере. Руководство ЦКБ по судам на подводных крыльях, ведущего российского разработчика экранопланов, от комментариев отказалось, а в службе маркетинга нижегородского авиастроительного завода "Сокол", который с середины 1990-х гг. строит разработанные ЦКБ малые экранопланы "Волга-2", сказали, что из первых десяти машин семь уже проданы российским и зарубежным заказчикам, но назвать их отказались. Главный редактор проекта "АвиаПорт. Ру" Олег Пантелеев считает, что спрос на экранопланы тормозит слабый маркетинг. "Очевидно, что скоростное транспортное средство с достаточной вместимостью при умеренной цене может быть востребовано. Если этого нет, значит, его либо вообще никак не продают, либо построили что-то в принципе трудно продаваемое", - говорит он.

Как сообщили в "Амфибийных транспортных технологиях", компания обучает водителей для управления экранопланами и выдает им аттестаты. На сегодня подготовлено уже 10 человек. Желающие пройти такое обучение должны обязательно иметь документы на право управления обычными судами (в соответствии с требованиями Морского регистра судоходства и IMO).