США И ИРАК: Унесенные нефтью


Во всем мире люди думают, что для США целью иракской войны был захват контроля над нефтяными запасами Ближнего Востока. Администрация Буша не раз опровергала эти утверждения. Министр обороны Доналд Рамсфелд заявил недавно, что война не имеет ничего общего с нефтяным вопросом.

Так или иначе, эти разногласия ставят барьеры каждому шагу, направленному на возрождение Ирака. США хотят добиться немедленного снятия санкций ООН, чтобы ускорить процесс реконструкции. Другие страны, прежде всего Франция и Россия, опасаются, что инициированная США резолюция узаконит господство американцев над нефтью Ирака. Обоюдные обвинения в проталкивании своих интересов в регионе не утихают.

Теперь на рассмотрение Совета Безопасности ООН представлена отредактированная версия резолюции. Несмотря на то что в новом тексте США сделали много уступок, чтобы обеспечить прохождение резолюции, этого недостаточно для того, чтобы отвести обвинения в том, что война велась ради нефти. Если США хотят ослабить напряженность, вовлечь международное сообщество в процесс восстановления Ирака и одновременно снять с себя подозрения в нечестной игре, нужны дальнейшие шаги.

Прежде всего американцам надо согласиться с тем, что нефтяной сектор Ирака должен находиться под контролем ООН до тех пор, пока оккупационная администрация не сменится суверенным правительством. До сих пор США развивали ситуацию в обратном направлении. Администрация назначила временного управляющего нефтяной промышленностью и поставила над ним экспертный совет, возглавляемый американцем Филипом Кэрроллом, бывшим гендиректором Shell Oil. ООН отведена роль контролера части финансовых потоков, лишенного каких-либо полномочий, связанных с принятием решений.

США не должны в одностороннем порядке - вместо ооновской администрации - раздавать контракты на реконструкцию и разработку иракских нефтяных месторождений, а также на фундаментальную реструктуризацию сектора (включая приватизацию). Всем государствам следует отказаться от любых закулисных переговоров по прошлым и будущим нефтяным контрактам. Что касается существующих контрактов и долговых претензий к Ираку, имеющихся, в частности, у России и Франции, то Соединенным Штатам следует их уважать. Советник Пентагона Ричард Перл недавно заявил российским журналистам, что США откажутся от исполнения контрактов между Ираком и Россией. Если эти контракты действительно как-либо противоречат международному законодательству, то признание их недействительными должно быть оформлено с соблюдением международного законодательства в процессе прямых переговоров между суверенной властью Ирака и заинтересованными партнерами.

Администрация США должна подтвердить свою приверженность демократическим институтам, сделав прозрачными любые связи между американским бизнесом и рынком реконструкции Ирака. Факт получения контрактов компаниями Bechtel, Halliburton и Fluor вызвал негодование в обществе из-за известной близкой связи между руководством этих компаний, администрацией Буша и финансированием его предвыборной кампании. Стоит вспомнить, что Bechtel действовала в Ираке в 1980-х гг. - в то время руководство компании было близко к администрации Рональда Рейгана. Теперь эта фирма снова в Ираке, и снова с увесистым контрактом. Все контракты такого рода должны быть распределены заново, и в порядке тендера. Победители конкурсов должны воздержаться от внесения пожертвований на предвыборные кампании во все время действия контрактов.

Если бы Америка пошла на подобные самоограничения, противоречия между США и миром удалось бы сгладить. Вместо этого США активно выступают против какой-либо серьезной роли для ООН, так и не подтвердив свои довоенные заявления о наличии в Ираке оружия массового поражения. Это лишь создало дополнительные препятствия к международному сотрудничеству и возрождению иракской экономики, увеличив риски и затраты как для иракского народа, так и для американских оккупационных властей.

Многие американцы могли бы спросить в недоумении: о чем тут вообще говорить? Почему не взять под свой контроль нефть, даже если и не она была целью войны? Что плохого в том, чтобы как-то вознаградить себя за победу над Саддамом? Такое "вознаграждение" представляло бы угрозу самой американской демократии, а также миру во всем мире. Политическая система в США и так вся пронизана денежными отношениями. Приближенные к администрации компании добиваются политических подачек за счет взносов в предвыборные бюджеты и чувствуют себя как дома в Пентагоне, Государственном департаменте и Белом доме. Остается только один шаг, чтобы перейти черту и достигнуть неприкрытого империализма, системы, при которой государственные расходы на военные авантюры мотивированы накоплением частного капитала и кровь бедных проливается ради наживы. Если США не предпримут дополнительных усилий для разрешения проблемы иракской нефти, у многих будут все основания считать, что Америка эту черту уже перешла. (FT, 22. 05. 2003, перевел Максим Трудолюбов).

Автор - директор Института Земли при Колумбийском университете