Япония сократит экспорт стали в Китай


Японские производители стали планируют сократить экспорт металла в Китай. Так экспортеры пытаются избежать снижения цен в тот момент, когда японская металлургия только-только начинает выходить из кризиса.

В понедельник компания Nippon Steel, третий по величине производитель стали в мире, сообщила, что поставки стали в Китай будут сокращены с начала следующей недели примерно на 20%. JFE Holdings (компания, возникшая в прошлом году при слиянии Kawasaki Steel и NKK) также заявила, что собирается сократить поставки в Китай с июля. JFE не сообщает, насколько значительным будет сокращение поставок.

"Мы осуществляем продажи, исходя из ситуации на рынке. Спрос [на сталь в Китае] сейчас низок, поэтому мы собираемся снизить экспорт", - говорится в заявлении JFE.

По подсчетам Nippon Steel, цена на сталь, экспортируемую в Азию, с января 2001 г. выросла на 50 - 70%. Оживленный спрос на сталь в регионе, в первую очередь в Китае, в последние годы позволил японским компаниям довести уровень производства стали до максимальных объемов за последнее десятилетие. Это стало единственным светлым пятном на фоне общей нерадостной экономической обстановки, которая приносила убытки ведущим сталелитейным компаниям Японии.

Большинство ведущих компаний в этой области, за исключением Nippon Steel, рассчитывают в 2003 г. снова получить прибыль. Но они опасаются, что избыток их производственных мощностей помешает закрепить эту тенденцию в следующем году. Вдобавок сталеваров может подвести нестабильный спрос в Китае. Производители боятся того, что Китай создал большие запасы стали, и опасаются экономического спада в этой стране в связи с эпидемией атипичной пневмонии.

Сокращая поставки в Китай, японские производители надеются не допустить снижения цен на сталь. Они также готовятся обсудить с китайскими импортерами вопрос повышения цены на стальной лист, которая уже выросла на 10% в прошлом году.

В то время как японские производители стали терпят убытки, продажи и доходы автоконцернов Японии неуклонно растут. Это дает сталеварам надежду на дополнительные доходы. Автоконцерны довольно легко приняли прошлогоднее повышение закупочных цен на сталь, которое послужило важным подспорьем для производителей стали, но на снижение доходов Toyota и Honda почти не повлияло.

Кристофер Рихтер, аналитик HSBC, отмечает: "[Японская сталелитейная] отрасль, которая пытается выбраться из кризиса, устремляет взоры на автопроизводителей, у которых в основном неплохая прибыль, и надеется на уступки [в цене на сталь]". По его мнению, автоконцерны могут опять пойти навстречу японским производителям стали и согласиться на рост цен без особого ущерба для своей прибыли. (FT, 16. 06. 2003, Кирилл Корюкин)