ИМИДЖ СТРАНЫ: Удар по России


Российский рынок акций вырос на 40% в первой половине 2003 г. Роман Абрамович покупает футбольный клуб Chelsea. Платон Лебедев арестован.

Эти события оказывают значительное влияние на восприятие России в мире. Рост акций и покупка Chelsea воспринимаются западными читателями как приметы развития России; арест - как сигнал серьезной дестабилизации бизнес-среды. Но стоит ли нам вообще обращать внимание на реакцию западного мира на события в России?

Уверен, что стоит. Мы живем в уникальное время - сейчас формируется международная репутация новой России. Нам не уйти от простых истин: на создание репутации тратится много времени и усилия многих людей, а подорвать ее могут одно-два события. Падение капитализации "ЮКОСа" более чем на $5 млрд за последние четыре торговых дня представляет собой только незначительный элемент потенциального урона стране. Отсутствие приемлемого решения спора вокруг "ЮКОСа" может существенно подорвать нарождавшуюся репутацию стабильности в России. Это обойдется стране в десятки миллиардов долларов и может привести к значительному замедлению экономического роста.

России есть что терять. Повышение стабильности России и ее репутации как делового партнера с 2000 г. привело, например, к значительному снижению стоимости привлечения капитала на западных рынках. В то время как в 2000 г. разница между доходностью облигаций США и России составляла более 13% в год, в 2003 г. она составляет менее 3%. Если объем внешнего долга останется на уровне $120 млрд и заимствования будут привлекаться по сниженным ставкам, экономия по отношению к ситуации 2000 г. составит $12 млрд ежегодно. В то же время сомнения в стабильности деловой и политической среды в России неизбежно увеличат стоимость обслуживания долга.

Деловая репутация страны сродни репутации брэнда в бизнесе. Потребители предпочитают покупать товары у надежных, стабильных компаний, ради поддержания собственной репутации заботящихся о качестве своих товаров и услуг. Компании и инвесторы предпочитают заключать сделки и инвестировать в страны с надежной репутацией, где соблюдаются права собственности и риск глобальных потрясений минимален. Брэнд только одной компании Coca-Cola оценивается в сумму от $70 млрд до $100 млрд. При этом рынок не прощает ошибок при появлении малейших признаков нестабильности - стоимость брэнда Ford упала более чем на $9 млрд (32% ) в течение 2002 г. Точную стоимость брэнда "Россия" оценить сложно, но потенциальный урон может быть значительным.

Репутация создает стоимость. Вложив средства в собственную репутацию и значительно улучшив корпоративное управление, "ЮКОС" смог увеличить свою капитализацию с $2 млрд в июле 2000 г. до более чем $30 млрд в начале июля 2003 г. Вложив усилия в создание и поддержание собственной репутации, Россия также может значительно увеличить свою экономическую привлекательность. Не заботясь о своей репутации, экономическую привлекательность легко потерять.

В мире все больше и больше говорят и пишут о России. Миллиарды людей формируют свое мнение о России и российской экономике на основе сиюминутных, часто плохо подготовленных репортажей прессы, склонной к сенсационности. При этом иностранный мир не готов воспринимать нюансы российских событий - полутона сложны и впечатляют меньше, чем контрастность черно-белой картины. Аресты, наручники и теории о политическом вмешательстве создают ярко негативную картину нестабильной экономики, где постоянно велик риск пересмотра прав собственности. Множество недавних публикаций в ведущих западных изданиях подчеркивают угрозу экономическому развитию России и призывают заново оценить риски, связанные с Россией.

Можно искать сложные макро- и микроэкономические модели восприятия России, но часто все происходит на удивление просто. Чем больше положительных новостей, создающих ощущение стабильности, тем большее количество компаний и инвесторов интересуются возможностями в России, тем больше заключается соглашений, тем больше приток капитала в страну и сильнее рост экономики. Для роста необходим капитал, а капитал приходит при наличии стабильности и соблюдении правил игры.

Журнал The Economist считает, что Россия могла бы получать как минимум на $10 млрд больше иностранных инвестиций в год именно за счет повышения уровня стабильности бизнес- и политической среды до уровня других восточноевропейских стран. Ведь объем иностранных инвестиций в экономику России с 1990 по 2002 г. составляет всего $180 на человека, по сравнению с $3750 на человека в Чехии, $2450 - в Венгрии и $2340 - в Эстонии.

Неопределенность приведет к тому, что значительное число инвестиционных сделок не произойдет или будет отложено. Улучшение делового климата в России в 2002 г. вызвало интерес BP к созданию совместной компании с ТНК. Эта сделка позволит повысить эффективность производства, снизить стоимость привлечения заемных средств и освободить значительные денежные средства для инвестиций в другие (не нефтяные) секторы экономики. Таким образом, она приблизит Россию к тому быстрому экономическому росту, на который нацеливает страну Владимир Путин. А ведь эта сделка не была бы заключена, если бы BP считала, что собственность ТНК можно оспорить.

Закон должен соблюдаться. Правильное и последовательное применение закона - ключевой фактор в создании репутации страны. В то же время мир достаточно искушен, чтобы осознавать разницу между следованием букве закона и использованием закона как орудия влияния.

Нестабильность вокруг "ЮКОСа" уже обошлась стране в десятки миллиардов долларов и может стоить еще больше. Инвесторы не способны воспринимать передел собственности как однократный - неуверенность остается на долгие годы. Позитивная репутация России нужна не им (иностранным капиталистам) , а всем гражданам России. Любой удар, нанесенный по репутации страны, напрямую отражается на экономическом росте и благосостоянии людей.

Автор - вице-президент инвестиционного фонда Delta Capital Management