Последний шанс


НИЖНИЙ НОВГОРОД - Необходимость выплатить 940 млн руб. по еврооблигациям заставила руководство Нижегородской области перейти от уговоров к действиям по отношению к субзаемщикам, получившим средства от еврозайма. Губернатор Геннадий Ходырев издал постановление, где потребовал взыскивать деньги с должников через суд или выставлять их долги на аукцион. По оценкам банкиров, продать эти долги удастся минимум с 30% -ным дисконтом.

Пятилетние еврооблигации на $100 млн были размещены Нижегородской областью в октябре 1997 г. , в 1999 г. еврозайм был реструктурирован (сейчас долг области - $105,95 млн). По соглашению с кредиторами в 2003 г. область в апреле выплатила им 989,3 млн руб. и в октябре должна заплатить еще 940 млн руб.

Большая часть привлеченных за счет еврозайма средств - $73,5 млн - в 1997 - 1998 гг. была в виде кредитов выдана 19 предприятиям и местным бюджетам под инвестиционные проекты. Наибольшие суммы получили администрация Нижнего Новгорода ($37 млн) , авиазавод "Сокол" ($6 млн) и ГАЗ ($5 млн). Субзаемщики вернули области $11 млн, из оставшихся $62 млн задолженности $29 млн - просроченная.

У большинства предприятий, получивших кредиты из средств еврозайма, проблемы с их обслуживанием начались после дефолта 1998 г. Областные власти долго смотрели на это сквозь пальцы, но в этом году, когда пришло время платить не только купон, но и погашать основную сумму долга, все изменилось. Апрельский транш область смогла заплатить, взяв кредит в Сбербанке и ссуду в федеральном Минфине, но тяготы октябрьского платежа решила разделить с субзаемщиками. Переговоры с тремя крупнейшими должниками пока ни к чему не привели. По данным областного Минфина, городская администрация должна вернуть области $33,7 млн (из них $10,5 млн - просроченный долг) , ГАЗ - $7,9 млн (все просрочено) , "Сокол" - $5,95 млн ($1,8 млн - просрочено).

Как сообщили в областном Минфине, мэрия соглашалась заплатить в этом году только 188 млн руб. Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов уверен, что область не станет принимать крайних мер по взысканию долгов с города и проблему удастся решить на переговорах. Он предлагает области получить в счет долга право требования к федеральному бюджету 600 млн руб. не перечисленного в прошлые годы городу финансирования в рамках закона об инвалидах и ветеранах. Но источник в мэрии признает, что эта схема нереальна и область ее не примет. По его словам, сейчас мэрия готовит другие варианты расчетов.

С мэрией областные власти предпочитают пока публично не ссориться, но с предприятиями заговорили жестко. "ГАЗ себя вызывающе ведет, графика [погашения задолженности] нет до сих пор, [поэтому мы] будем применять санкции", - заявил Ходырев. Руководству "Сокола" он дал три дня на подготовку графика и схемы выплаты просроченного долга.

Представитель "Сокола" сказал "Ведомостям", что завод прорабатывает варианты погашения долга и представит свои предложения в отведенный срок. В пресс-службе ГАЗа заявили, что вопрос о погашении долга "решает в Москве руководство холдинга "Руспромавто". Пресс-секретарь "Руспромавто" Владимир Торин уточнил, что этим занимается комиссия ГАЗа, "Руспромавто" и областного Минфина.

Тем не менее 15 июля Ходырев подписал постановление "О мерах по обеспечению возврата средств еврозайма", в котором поручил областному Минфину определить для каждого должника способ взыскания денег - через суд или продажу долгов на аукционе. Еще один вариант - использование долгов как обеспечения по заимствованиям областного бюджета. Руководство области надеется, что угроза жестких мер повлияет на должников и они заплатят добровольно.

Попытка решения долговой проблемы рыночным путем нова для России, говорит начальник отдела инвестиционного департамента МДМ-банка Артур Аракелян, и ее успешное применение в Нижегородской области может оказаться полезным для других регионов. По его мнению, интерес к покупке обязательств должников нижегородского Минфина могут проявить компании, которые работают с ними, владеют информацией о них и могут, например, конвертировать их долги в продукцию или использовать их как инструмент воздействия на предприятия. Крупный нижегородский дилер ГАЗа говорит, что дилеров автозавода может заинтересовать покупка его долгов, чтобы получить затем с него ликвидное имущество. Сумма долга не кажется ему большой, так как ежемесячный оборот крупных дилеров - $3 - 4 млн. Он называет размер долга для ГАЗа "ничтожным" и считает, что завод вполне мог бы и заплатить.

Дисконт при покупке долгов, по оценке Аракеляна, должен быть не меньше 30 - 40%. В областном Минфине сознают, что долги можно продать с дисконтом, но намерены добиться возврата максимальной суммы.

Покупкой долгов с целью их перепродажи могут заинтересоваться и банки, но меньше чем за 30% годовых они на такую операцию вряд ли пойдут. МДМ-банку операции с долгами нижегородских заемщиков могут быть интересны как финансовый инструмент, говорит Аракелян, а возможность выдачи кредита областному правительству под залог долгов его субзаемщиков будет зависеть от платежеспособности каждого из них. Волго-Вятский банк Сбербанка РФ, один из крупнейших кредиторов областного бюджета, не исключает возможности кредитования области под залог долгов ее субзаемщиков - если их финансовое состояние будет достаточно хорошим, сообщили "Ведомостям" в пресс-службе банка.