Повторный старт Steyr


Чтобы увеличить экспорт автомобилей, ГАЗ решил реанимировать остановленное год назад из-за убыточности производство дизельных двигателей Steyr. Модифицированный вариант австрийского дизеля будет соответствовать Евро-3 и предназначен для стран с повышенными экологическими требованиями. Одновременно ГАЗ намерен выпускать более дешевые дизели итальянской компании Iveco, которые пойдут в основном на внутренний рынок.

Лицензию на производство малолитражных дизельных двигателей с турбонаддувом, соответствующих нормам Евро-2, ГАЗ приобрел у австрийской инжиниринговой фирмы Steyr еще в 1995 г. , но первые 160 моторов ГАЗ-560 Steyr смог собрать только в 1997 г. В 1999 г. было собрано 814 штук, затем производство постепенно сошло на нет: сделать себестоимость дизеля приемлемой для России не удалось.

Чтобы освоить серийное производство двигателей Steyr и снизить цену до приемлемого российским рынком уровня - не более $2000, необходимо было наладить в России выпуск комплектующих нужного качества, что оказалось невозможным. По заявлениям руководства автозавода, цена ГАЗ-560 составляла $2800 - 3000, а неофициальные источники называли и гораздо большие цифры. В прошлом году руководители завода и холдинга "РусПромАвто" открыто заговорили о вероятности закрытия проекта Steyr, а в марте нынешнего года гендиректор автозавода Алексей Баранцев заявил об этом как о свершившемся факте. По его словам, себестоимость лицензионного дизеля составляла $3500, тогда как цена дизеля итальянской компании Iveco, с которой ГАЗ к тому времени договорился о создании совместного предприятия по сборке двигателей, будет не больше $2200.

Но на прошлой неделе пресс-служба ОАО "ГАЗ" сообщила о начале подготовки производства автомобилей "ГАЗель" и "Соболь" с модифицированными двигателями Steyr ГАЗ-5602, соответствующими нормам токсичности Евро-3. Автомобили будут поставляться в страны, где приняты эти нормы. Конструкторы автозавода доработали систему подачи топлива ГАЗ-560 до Евро-3. До конца года планируется доработать документацию и подготовить производство автомобилей. В августе должны быть собраны два автомобиля, а в октябре - завершиться оценочные и сертификационные испытания их на соответствие требованиям правил ЕЭК ООН. Первые серийные автомобили с ГАЗ-5602 сойдут с конвейера в конце 2003 - начале 2004 г.

Как пояснил руководитель пресс-службы автозавода Сергей Луговой, стоимость модифицированного дизеля не снизилась, но для внешнего рынка, в отличие от внутреннего, она вполне приемлема. Возродить проект Steyr руководство ГАЗа побудил спрос на автомобили с этими моторами в странах, где приняты нормы Евро-3, сказал он. Назвать страны и предполагаемые объемы поставок Луговой отказался, ссылаясь на то, что они будут определены до конца года, но в некоторые из них автомобили со Steyr поставлялись и раньше. По мнению Лугового, производство двигателя будет рентабельным, так как собирать его в России все равно дешевле, чем покупать импортный, а экспортные цены на автомобили ГАЗ выше российских, но ниже, чем у зарубежных конкурентов. На ГАЗе не скрывают, что хотят увеличить с помощью Steyr экспортные поставки, но затрудняются оценить - насколько. По данным Лугового, в 2003 г. в СНГ и дальнее зарубежье будет экспортировано 35 000 автомобилей, самые крупные партии пойдут в Польшу, где автомобили оснащаются местным двигателем "Андория", соответствующим Евро-3, а также в Эквадор и Уругвай.

Проект с итальянской Iveco по сборке двигателей, чей двигатель соответствует нормам Евро-2, ГАЗ будет развивать параллельно и в основном для внутреннего рынка. Сейчас дилеры ГАЗа в нескольких регионах продают первые 120 машин с этими двигателями, поставленными из Италии. По словам Лугового, руководство ГАЗа скоро примет решение об объемах и сроках дальнейших закупок итальянских дизелей и начала их сборки на площадях автозавода. ГАЗ стал проявлять интерес и к дизелю Заволжского моторного завода (ЗМЗ) , который раньше не признавал. По словам гендиректора ЗМЗ Виктора Клочая, сейчас представители обоих заводов обсуждают проект доработки двигателя ЗМЗ-514. Совет директоров ЗМЗ рассмотрит этот проект в октябре 2003 г. Инвестиции в производство оцениваются в сумму от $60 до $200 млн.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова относится к планам ГАЗа осторожно. "В условиях, когда ГАЗ выпускает не так уж много машин, нужно экономить на затратах и не распыляться на три проекта, а сконцентрироваться на чем-то одном - IVECO, ЗМЗ или Steyr. Сейчас их стратегия кажется не совсем логичной", - говорит она. Андрей Кормилицын из компании "Тройка Диалог" более оптимистичен. По его мнению, реальный спрос на Евро-3 существует, в первую очередь в Европе, а наличие готовых мощностей и оборудования не потребует больших инвестиций для запуска производства.

НУЖНЫ ЛИ ИРАКУ "ВОЛГИ"? : Руководство Горьковского автозавода считает, что контракт на поставку в Ирак 5000 легковых автомобилей "Волга" удастся реализовать, сообщает РИА "Новости-Приволжье" со ссылкой на гендиректора завода Алексея Баранцева. По его словам, сейчас российское правительство ведет активные переговоры по этому поводу с иракской стороной, которая не отказалась от намерения приобрести российские автомобили. Первые 250 автомобилей ГАЗ планировал отгрузить заказчику в конце марта, но с началом военных действий в Ираке исполнение контракта пришлось приостановить, а "Волги" были отправлены на склад. Контракт с Министерством торговли Ирака на сумму 44 млн евро был заключен в сентябре 2001 г. в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие" при участии МИД РФ.