Телеканалы купили фильмы в складчину


В ближайшем телесезоне российские телезрители смогут увидеть фильмы "Гарри Поттер и философский камень", "Властелин колец: Братство кольца", "11 друзей Оушена" и "Блейд-2". Телеканалы "Россия", НТВ и СТС в складчину купили у американской кинокомпании Warner Bros. права на показ этих картин примерно за $12 млн. По мнению экспертов, этот контракт - крупнейший в истории российского телевидения.

Warner Bros. , входящая в концерн AOL Time Warner, объединяет кино- и видеопроизводство, телесети, компании анимационного кино, производство лицензионных потребительских товаров. Международные продажи Warner Bros. Pictures, по данным компании, составили в 2002 г. $1,6 млрд.

Как рассказал "Ведомостям" гендиректор СТС Александр Роднянский, права на первый показ "Властелина колец" и "Гарри Поттера" достались каналу "Россия". НТВ получил право на первый показ "Блейд-2" и "11 друзей Оушена", СТС достались второй и четвертый показы "Гарри Поттера" и "Блейд-2". В пакет также включены фильмы "Шоу начинается" (первый показ у НТВ) , "Отсчет убийств" (первый показ на НТВ) , "Побочный ущерб" (первый показ на НТВ) , несколько сериалов, около 20 фильмов категории В и право демонстрировать фильмы из библиотеки кинокомпании. Пока подписаны лишь первые документы, поэтому полный список картин, права на которые получит каждый из каналов, пока не сформирован.

Директор по кинопоказу НТВ Аркадий Цимблер считает, что большая часть контракта досталась его каналу. По его словам, за "Гарри Поттера" его канал не стал сражаться сознательно: "Зачем платить такие деньги за не нашу целевую аудиторию? " Антон Златопольский, гендиректор телеканала "Россия", подтвердил "Ведомостям", что канал получит право первого показа и "Гарри Поттера", и "Властелина Колец". "Многое из этого пакета мы планируем показать уже в ближайшем сезоне", - обещает он.

Представители Warner Bros. от комментариев отказались.

Телекомпании не раскрывают сумму сделки; неясно и то, как распределились их расходы. Златопольский лишь сообщил, что каждый канал вел переговоры с Warner Bros. самостоятельно. В неофициальных беседах сотрудники телеканалов рассказывают, что общая сумма сделки превысила $10 млн. Один из телевизионщиков уточнил, что пакет обошелся трем каналам примерно в $12 млн. Цимблер отказывается назвать точную сумму, но уверяет, что только НТВ заплатил больше. При этом всего Warner Bros. , по его подсчетам, в этом году заработала в России $30 млн.

Роднянский называет сделку с Warner Bros. крупнейшей с точки зрения годовых продаж голливудских мейджеров в России. "Их задача - выручить максимум, и в этом году их заработок [от продажи прав на показ кинофильмов на ТВ] на российском рынке очень хорош", - говорит Роднянский. Большие кинопакеты обычно оцениваются по количеству так называемых "воскресений" - суперблокбастеров, которые могут кардинально изменить рейтинги выходного дня. "Обычно в пакете таких фильмов два-три, - говорит Роднянский. - А здесь их шесть-семь, к тому же в пакет входят качественные сериалы и право доступа к библиотеке Warner Bros. ".

В последние несколько лет лицензионное кино для российских каналов стремительно дорожало. На Каннском кинорынке 1999 г. российские каналы покупали новинки уровня "Красотки-2" и "Лейк-Плэсида" в среднем по $15 000 - 25 000 за показ, а покупки по $70 000 - 80 000 были исключением. Телевизионщики до сих пор вспоминают, как в 1999 г. все каналы отказались покупать "Титаник" за $750 000, сочтя, что цена завышена. До недавних пор самой дорогой покупкой считался пакет Warner Bros. , включавший первую часть "Матрицы" (по оценкам аналитиков, около $6 млн). За последний год, по подсчетам гендиректора канала ТНТ Романа Петренко, цены на лицензионное кино для российских каналов выросли на 30 - 50%. А Александр Акопов, гендиректор компании "А. Медиа", специализирующейся на кинопроизводстве, полагает, что наш рынок по объему закупок находится на 5-м месте в Европе после Германии, Англии, Франции и Италии.

По данным журнала "Кинобизнес сегодня", первая часть "Властелина Колец", с декабря 2001 г. по декабрь 2002 г. принесшая кинопрокатчикам $7,18 млн, была рекордсменом по сборам в кинотеатрах СНГ. "Гарри Поттер" набрал $5,47 млн, а "11 друзей Оушена" - $3,2 млн. "Между кассовыми сборами фильма в кинотеатрах и его рейтингами в телеэфире есть прямая зависимость, - говорит Акопов. - Поэтому, ставя фильм с хорошей кассой в сетку, канал может быть уверен, что он пройдет неплохо". А гендиректор "Медиа Сервис Видео Интернешнл" Сергей Васильев отмечает, что наличие в сетке свежих блокбастеров помогает каналам поддерживать имидж солидных.