Новое поколение выбирает жилье


У американской молодежи новое пристрастие. Вместо того чтобы покупать автомобили, модные вещи и ходить по ресторанам, все - или почти все - свои деньги они вкладывают в покупку жилья.

Джастин Таунсенд, сотрудник одной из консалтинговых компаний в городе Аллен, штат Техас, живет в большом доме с большим участком и бассейном. Когда к нему приходят его друзья, они нередко спрашивают, а где, мол, родители? "Родителей здесь нет, - отвечает в таких случаях Таунсенд, которому едва минуло 22 года. - Это мой дом".

В прошлом году молодому специалисту надоело снимать жилье. Он получил беспроцентный кредит и за $152 500 купил в пригороде дом с тремя спальнями и огромной гостиной, в которой спокойно умещается бильярдный стол. "В квартире мне просто некуда было его ставить", - говорит Таунсенд.

Сейчас на рынке недвижимости наблюдается совершенно новая тенденция. Молодежь начинает покупать жилье. В 2002 г. количество владельцев жилья в возрасте до 25 лет выросло до полутора миллионов. Между тем, по данным переписи населения, в 1993 г. их число составляло только 792 000. Прежде молодые люди в возрасте до 30 не торопились с покупкой жилья до тех пор, пока не женятся. Теперь же молодежь проявляет желание "осесть", невзирая на свой матримониальный статус.

По данным Национальной ассоциации риэлторов США, молодежь в возрасте до 25 лет, традиционно составлявшая основу клиентуры на рынке аренды, сегодня превращается в наиболее динамично растущую категорию владельцев жилья. В результате в 2001 г. средний возраст покупателя, впервые приобретающего собственный кров, снизился до 31 года. В 1993 г. этот показатель был выше - 36 лет.

Может, однако, показаться странным, что люди, едва окончившие колледж, готовы взять на себя солидные финансовые обязательства. "Когда мне было 25, мы жили в Нью-Йорке, снимали квартиры и тратили все свои деньги на вечеринки и массу других вещей, - вспоминает Дэвид Тафтс, исполнительный вице-президент Coldwell Banker, одной из крупнейших в США риэлторских компаний. - А вот нынешнюю молодежь гораздо сильнее интересуют успех и высокий уровень жизни".

"Нынешняя молодежь", как известно, отличается некоторым цинизмом и склонностью рисковать. Но в то же время увлечение покупкой жилья может свидетельствовать и о другом. "Им говорили, что еще немного, и небо рухнет им на голову и они не смогут добиться такого же успеха, что и их родители, - говорит Бернард Карл Розен, социолог из Корнеллского университета и автор книги про "поколение Х". - Сейчас они обнаружили, что в нынешних условиях есть возможность, что называется, пустить корни".

В немалой степени новая тенденция объясняется и выгодными условиями получения кредитов, самых, надо сказать, дешевых за последние несколько десятилетий. Консультант по коммерческой недвижимости 25-летний Адам Митчелл только что купил квартиру в Чикаго за $240 000. Сейчас, рассказывает он, ему приходится выплачивать по кредиту $900 в месяц. Прежде, когда он снимал квартиру, ежемесячная ставка аренды составляла $1100.

Стремление молодежи обзаводиться собственным жильем радует не только риэлторов. Корпорация Home Depot, торгующая товарами для ремонта, срочно завозит в свои магазины ультрасовременные светильники и небольшие комплекты современной мебели. Другие компании, напротив, опечалились. Купив дом или квартиру, уверены аналитики из Бюро статистики труда, не совсем оперившийся домовладелец вынужден сокращать расходы на покупку одежды, автомобилей, на рестораны и развлечения. (WSJ, 29. 07. 2003, Екатерина Кудашкина)