ИНТЕРВЬЮ: Валерий Шанцев, вице-мэр Москвы


"Если мы будем ориентироваться на дивиденды, мы всегда будем нищими".

Слухи о том, что вице-мэр столицы Валерий Шанцев вот-вот заменит мэра Юрия Лужкова, за восемь лет их совместной работы возникали не раз. За две недели до выдвижения кандидатов на новые выборы мэра Шанцев твердо заявляет, что его интересует исключительно экономика и ни в коем случае - политика. Сейчас вице-мэр курирует весь экономический комплекс столицы. Обладая ресурсами, сопоставимыми с федеральным бюджетом, Москва умудрилась остаться единственным богатым регионом, где власть принадлежит чиновникам, а не ставленникам бизнеса. Московское правительство позволяет себе проводить жесткую экономическую политику и вступать в противостояние с крупным бизнесом. В последние месяцы столичные власти всерьез схлестнулись с финансово-промышленными группами, всеми силами препятствуя скупке акций и перепрофилированию московских промышленных предприятий.

- Почему правительство Москвы так волнует скупка акций московских предприятий? Городские власти даже создали специальный центр "по защите от недружественных поглощений". Вы не допускаете мысли, что новые владельцы будут использовать имущество более эффективно, чем прежние?

- Вполне допускаю. Но примеры такого рода встречаются довольно редко. Мы только рады, если новый - возможно, более эффективный собственник - делает то же самое, что и мы: строит жилье на этой территории или открывает какое-то новое мощное производство. Но практика показывает, что большинство новых собственников первым делом выбрасывают на улицу всех работников. Это значит, что город сразу же несет потери - в рабочих местах, в налогах. Это и есть "недружественное поглощение". Город с этим не согласен.

- Каким образом вы собираетесь противодействовать процессу скупки? Ведь все делается в рамках закона.

- Кроме рамок закона есть еще и социальная справедливость. Мы никого насильно заставлять не собираемся, но твердо им говорим: без нас вы все равно ни одного проекта на этой земле не осуществите. В итоге любой собственник все равно к нам придет. И мы ему скажем: извини, ты нас тогда не послушал, сам все сделал, ну и теперь делай все сам - строй себе инженерию, строй сам себе всю инфраструктуру и согласовывай с нами все до гвоздя. Ни один владелец еще без города ничего не сделал. Это должны все понимать.

- Когда наконец начнется продажа московской земли и по какой цене?

- А она уже началась. Мы попробовали выставить на продажу 13 участков в Зеленограде. Из них купили один, остальные пришлось вернуть в аренду. В Голландии или в Объединенных Арабских Эмиратах нет частной собственности на землю, а инвестиционный бум есть. Нет у наших инвесторов денег, чтобы сразу выкупать земельные участки. Гораздо выгоднее их арендовать.

- Почему правительство Москвы так непоследовательно в отношении ставок аренды на муниципальные помещения? Как только ввели единую ставку, тут же появились преференции для отдельных предприятий.

- В соответствии с законодательством арендную плату надо рассчитывать исходя из рыночной стоимости арендуемого имущества. Мы разработали соответствующую схему расчета, но, когда применили ее в практической жизни, ставка аренды для малых предприятий выросла в 10 - 15 раз. Зато у банков, крупных торговых центров, казино и ресторанов плата уменьшилась. Когда это стало понятно, мы сразу отменили эту методику и сейчас разрабатываем систему коэффициентов, которая должна снизить арендную плату для предприятий, несущих социальную нагрузку. Пока коэффициентов нет, приняли решение, что арендная плата не должна повышаться больше чем в два раза. А иногда и вообще никакого повышения нельзя делать - когда, например, речь идет о негосударственных учебных заведениях или других социально значимых организациях, малых предприятиях. В этих случаях все решается в индивидуальном порядке.

- Каждый год бюджет Москвы принимается с дефицитом, а спустя несколько месяцев его неизменно пересматривают, чтобы распределить дополнительные доходы. С какой целью вы это делаете?

- Причина в том, что все время меняются правила игры. Например, мы уже внесли проект городского бюджета на следующий год, хотя до сих пор не знаем, как будет компенсирован налог с продаж.

- Минфин утвердил схему компенсации еще в июне.

- Предложенные Минфином источники дадут нам только 10,5 млрд руб. из 27 млрд руб. выпадающих доходов. Сейчас министерство работает над тем, чтобы найти дополнительные возможности для возмещения. Но бюджетный процесс не может ждать, поэтому мы отдали в Мосгордуму проект бюджета с дефицитом на эту сумму. Что-то похожее происходит каждый год. А мы не привыкли включать в доходы те суммы, в которых не уверены. А вдруг этих денег не будет, а ты уже пообещал людям? Мы и сами страдаем от этой системы. Если бы мы точно и грамотно рассчитали доходы, то мы бы эти деньги более эффективно использовали. Когда это делаешь в режиме аврала, все обходится дороже. Кстати, и после того, как мы распределяем допдоходы, наш бюджет остается дефицитным - у нас большая программа заимствований.

- Тем не менее правительство Москвы находит деньги для инвестирования в дорогостоящие стройки вроде подземного торгового центра на Манежной площади. Эти инвестиции приносят какие-то дивиденды?

- Торговый центр сегодня дает 1 млрд руб. в год в виде налоговых отчислений и арендных платежей. Разве это плохой финансовый результат?

- Почему вы решили продать свои акции?

- Доля в капитале всего лишь дает право снять директора или получить какую-то часть прибыли. Но прибыль всегда гораздо меньше, потому что она образуется за вычетом налогов и арендной платы. Если мы будем ориентироваться на дивиденды, мы всегда будем нищими. Москва живет от деловой активности, от эффективной работы реального сектора, который платит налоги. У нас сейчас пакеты акций примерно 600 предприятий, а мы на весь наш пакет получаем всего 200 млн руб. дивидендов. При наших 300 млрд руб. доходов в год это ничто. Другой вопрос, что существуют предприятия, контроль над которыми - не просто экономическая необходимость. Мы хотим получить контрольный пакет акций "Мосэнерго", потому что это стратегическая компания, от которой зависит безопасность города. Но там, где просто бизнес, должны работать профессионалы, а не чиновники.

- Какова сейчас у московского правительства и близких к нему структур доля в капитале "Мосэнерго"?

- Около 8% вместе с Банком Москвы. Непосредственно у правительства Москвы 2,9%.

- В каких компаниях, создаваемых на базе "Мосэнерго", вы хотели бы иметь долю и какую?

- Есть планы, предполагающие получение контрольных пакетов сетевой и тепловой компаний.

- Вы уже договорились, на каких условиях РАО ЕЭС передаст вам эти пакеты?

- Нами разработан проект соглашения между РАО ЕЭС, "Мосэнерго" и правительством Москвы, где определены условия и сроки реструктуризации компании. Вероятнее всего, соглашение будет подписано уже в ближайшее время. Пакеты акций будут переданы нам только в обмен на активы.

- Какие активы на какую сумму вы готовы внести в оплату?

- Сейчас идет инвентаризация их активов и наших. Мы твердо убеждены, что приватизация "Мосэнерго" была проведена неправильно. Все мощности московской энергетики создавались на деньги московского бюджета, а потом почему-то оказались в федеральной собственности. Мы хотим это исправить. Сейчас смотрим, что и на каких условиях мы отдавали в аренду, в эксплуатацию, что из имущества не является собственностью "Мосэнерго". Мы считаем, что нам удастся получить контрольные пакеты без особого напряжения для бюджета.

- В какую сумму вы оцениваете свою долю в имуществе "Мосэнерго"?

- Около 49% , если брать не всю компанию, а сами тепловые и электрические сети. Мы считаем, что у нас около 20 млрд руб. есть в сетевых активах - кабельные линии, теплотрассы, подстанции. Многие построены в последние годы на средства бюджета, потому что само "Мосэнерго" не развивает городскую сеть. Все районы-новостройки обеспечиваются инженерией за счет московского бюджета. Это городская собственность, она приобретена и построена нами уже после проведения приватизации. Тогда мы не задумывались над тем, как будут развиваться события, и часть этой собственности передали в безвозмездную эксплуатацию или в аренду по рублю в год за один объект. А теперь мы, конечно, эту собственность оформим.

- Возможно ли, что в качестве оплаты за акции московские власти передадут "Мосэнерго" земельные участки, которые находятся под объектами компании?

- Это исключено.

- А по какой схеме будут поделены непрофильные активы "Мосэнерго"? Миноритарные акционеры насчитали почти 30 000 объектов - недвижимость, земельные участки.

- По моей информации, у них нет земельных участков, которые бы не использовались для непосредственной деятельности. Если речь идет о социальной структуре - жилье, профилактории, - это собственность компании. Если они, чтобы снизить свои расходы, передадут нам добровольно эти объекты, мы их примем. Но насильно мы ничего отбирать не собираемся.

- Миноритарные акционеры "Мосэнерго" обсуждают идею объединить все непрофильные активы в одну "дочку" и затем распределить доли в ней между акционерами. Вы будете претендовать на часть ее акций?

- Это не наши активы, не наша собственность, мы на них претендовать не будем. Если что-то будет наше, мы это зарегистрируем, заберем, но туда входить не будем. Нам это не нужно - у нас целое городское хозяйство таких объектов.

Но если они создадут отдельную "дочку", она должна сама себя обеспечивать. Никто не будет этой "дочке" помогать из своей прибыли.

- В какую сумму вы оцениваете задолженность федерального правительства перед Москвой за выполнение столичных функций?

- Она не отфиксирована. Год проходит, и все списывается. Мы уже в течение четырех лет выполняем столичные функции практически бесплатно. Иногда нам говорят: заберите в счет долга какой-нибудь пакет акций. Но отдают либо акции предприятий, которые уже на боку лежат, либо 5 - 8% -ные пакеты акций. Такие пакеты не дают право управления. Теоретически их можно кому-то продать, но встает вопрос: кому? Если бы можно было выгодно продать, наверное, Минимущество само бы это сделало.

- А если бы у вас была возможность выбрать, что бы вы хотели получить за выполнение столичных функций?

- Неважно что. Главное, чтобы это имущество имело ликвидность. Мы регулярно передаем федеральному правительству списки предприятий и объектов недвижимости. Иногда они идут нам навстречу.

- Действительно ли мэр Москвы Юрий Лужков на встрече с президентом Путиным по поводу отмены налога с продаж просил в качестве компенсации передать правительству Москвы акции АЗЛК, предварительно списав с завода валютный долг?

- Нет, такого разговора не было. Но мы по-прежнему считаем, что этот валютный долг записан за АО "Москвич" неправомерно. Этот кредит брало государство, чтобы строить завод, который сегодня "Москвичу" не принадлежит.

- А если "Москвич" все-таки будет передан правительству Москвы, что вы будете с ним делать?

- Конечно, восстанавливать производство. Это предприятие, вокруг которого кормится порядка 10 000 человек, а с семьями это 50 000 человек. Это производство, которое является финишным. Если запустить, то сразу заработают тысячи предприятий-смежников по всей России. Сегодня очевидно, что рынок совершенно не заполнен автомобилями серии Д. Он заполняется подержанными иномарками. Выпуск 60 000 - 70 000 "Москвичей" в год был бы востребован при соответствующей организации сервиса.

- Сколько денег потребуется на восстановление производства?

- Около $200 млн. Причем эта сумма нужна не одномоментно. К тому же у завода есть ликвидное имущество и земельные участки. Участок в районе метро "Волгоградский проспект" - так называемая первая площадка - стоит около $40 - 50 млн. Есть корпус запасных частей, который еще в советское время не использовался. Его тоже можно продать, по нашим расчетам, где-то за $40 - 50 млн. Заводу принадлежит Дом культуры. Город готов его купить за $20 млн.

- Правда ли, что московское правительство создает единую компанию, которой будут переданы в управление акции московских автомобильных предприятий - ЗиЛа, "Москвича", "Автофрамоса" и "Тушино-Авто"?

- Нет. Это идея бредовая, потому что это все разные производства. Создавать разнопрофильную управляющую компанию - значит плодить еще одну дилетантскую контору. Каждая компания должна иметь свой профессиональный менеджмент.

- Как вы намерены развивать аэропорт "Внуково", 68% акций которого вам обещает передать федеральное правительство? Или вы планируете перепродать этот пакет?

- Важно не наше участие в капитале, а то, что мы через акции получаем право развивать этот объект. Эффективно работающее предприятие будет приносить в виде налогов миллиарды рублей. Когда нам отдадут акции, мы передадим их часть инвестору в обмен на вложения в производство. К тому времени, когда аэропорт разовьется и станет международным, возможно, мы вообще акций не будем иметь - там будут только компании, специализирующиеся на этом бизнесе. Наша задача - только раскрутить бизнес.

- Означает ли это, что вы намерены перевести "Внуково" как налогоплательщика из бюджета Московской области в городской бюджет?

- Если компания будет зарегистрирована в Москве, то она будет платить налоги в городской бюджет.

- Правительство Москвы планирует принять участие в приватизации аэропорта "Шереметьево"?

- Пока нет.

- Министерство по налогам и сборам полно решимости взыскать с Московского нефтеперерабатывающего завода 14 млрд руб. , которые тот якобы недоплатил в бюджет, используя "байконурскую" схему минимизации налогов. В тот период, когда использовалась эта схема, правительство Москвы владело заводом вместе с компанией "ЛУКОЙЛ". Вы готовы платить?

- Нам никто не предъявлял никаких обвинений. Все отчеты и балансы налоговая инспекция у нас принимала ежеквартально, никаких замечаний не делала.

Как только нам по закону предъявят претензии, мы как акционеры на собрании будем решать, что делать. Но бюджет Москвы от этого никак не пострадает. АО не отвечает по обязательствам акционеров, и акционеры не отвечают по обязательствам АО. Поэтому если будут дополнительные начисления налогов, то их будет платить МНПЗ, а не его акционеры.

- Планируете ли вы выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих выборах мэра Москвы?

- Нет, не планирую. Я работаю в команде Юрия Михайловича Лужкова, и этим все сказано. У Москвы лидер есть.

- В последнее время многие чиновники высокого ранга входят в списки политических партий. Вы не собираетесь войти в такой список?

- Я с пониманием отношусь к тому, что многие авторитетные, известные всей стране чиновники высокого ранга входят в руководство политических партий. Но это ведь не означает, что все руководители как один должны войти в списки. Я работаю вице-мэром Москвы, и эта работа мне нравится.

БИОГРАФИЯ: Валерий Павлинович Шанцев родился 29 июня 1947 г. в селе Сусанино Костромской области. После окончания авиационного техникума им. Годовикова служил на Сахалине в войсках ПВО. Окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, позднее - Академию народного хозяйства.

С 1968 по 1977 г. работал на московском заводе "Салют". Прошел путь от инструктора районного комитета до секретаря Московского горкома КПСС. В 1985 г. избран председателем исполкома Перовского райсовета, в 1986 г. возглавил Перовский райком КПСС. В 1990 г. избран председателем Перовского районного совета народных депутатов. В 1991 г. стал секретарем Московского горкома КПСС. Был избран депутатом Моссовета, возглавлял депутатскую группу "Москва". В 1994 г. назначен префектом Южного административного округа столицы, членом московского правительства. В 1996 г. Шанцев был избран в паре с Юрием Лужковым вице-мэром столицы, назначен первым заместителем премьера правительства Москвы, руководителем комплекса социальной сферы. В декабре 1999 г. Валерий Шанцев был повторно избран вице-мэром Москвы. В настоящее время руководит комплексом экономической политики и развития города.

Имеет правительственные награды. Президент Федерации хоккея Москвы и Федерации бильярда Москвы. Женат, имеет двоих детей, внука и внучку. Увлекается футболом, хоккеем, рыбалкой, бильярдом.