ЕС атакует Alstom


Правительствам европейских стран, пытающимся выручить свои компании, испытывающие финансовые трудности, становится сложнее преодолеть сопротивление антимонопольных органов Евросоюза. На этот раз ЕС высказался против предоставления финансовой помощи французской Alstom.

На этой неделе глава антимонопольного ведомства ЕС Марио Монти начал расследование по поводу субсидии в $3,5 млрд, которую правительство Франции собирается выдать компании Alstom. Компания, которая производит скоростные поезда TGV, задолжала банкам миллиарды долларов. Монти, считающий, что субсидия неоправданна, дал правительству только пять дней на раздумья. Если оно не обоснует выдачу субсидии до 22 сентября, Монти угрожает заблокировать ее. Это не пустая угроза - Монти уже прославился тем, что сорвал сделку General Electric по поглощению компании Honeywell International за $42 млрд два года назад.

Действия Монти - проявление нового, более решительного подхода ЕС к практике финансовой поддержки частных компаний правительствами европейских стран. Он периодически грозит правительствам запретить выделение субсидий для поддержки компаний-любимиц или настоять на применении правила, по которому они могут быть выданы только раз в 10 лет.

Целью Монти является оздоровление экономики, но его действия нервируют инвесторов. Так, акции Alstom в среду, после заявления чиновника, успели упасть на 8,3% , до того как торги были остановлены. Инвесторы опасаются, что из-за вмешательства ЕС от Alstom уйдут клиенты, а банки перестанут выдавать компании кредиты и она обанкротится.

Ситуация с Alstom - это первый случай, когда ЕС выступил против планов правительства по спасению компании, не дождавшись, пока ей будет оказана помощь. Ранее в аналогичных случаях проводилось предварительное расследование, занимавшее несколько месяцев. "Это начало новой эры", - говорит Понтус Линдфельт, аналитик юридической фирмы White & Case.

Впрочем, французское правительство, настроенное не менее решительно, чем Монти, может и проигнорировать требование ЕС и даже Европейского суда не выдавать субсидию Alstom. Подобные случаи уже были: например, ЕС несколько лет воевала с Германией по поводу кредита в 800 млн евро, выданного правительством Westdeutsche Landesbank Girozentrale. ЕС настаивал на том, чтобы кредит был возвращен. Германское правительство отказалось это сделать, и Европейский суд его поддержал. ЕС протестует против решения, но сделать больше ничего не может. "Мы не можем послать туда войска, мы всего лишь юристы", - говорит представитель ЕС Тильман Людер.

Европейские правительства противятся вмешательству в их отношения с частными компаниями и изобретают новые способы их поддержки. Например, они оформляют субсидии как кредиты. Они также имеют возможность помочь компаниям с государственным участием, купив их акции на рынке. Для них важно продолжать определять экономическую политику и избегать сокращения рабочих мест.

Монти в прошлом давал приказы на обыски в частных фирмах, но вскрывать сейфы в кабинетах министров европейских стран он приказать не может.

"Попытка противодействовать госсубсидиям означает частичное нарушение суверенитета", поэтому сломать сопротивление правительств будет нелегко, говорит Кристиан Дуверной из юридической фирмы Wilmer Cutler & Pickering.

На атаку Монти представитель правительства Франции уже ответил, что власти найдут "решение, которое будет учитывать и правила ЕС, и необходимость сохранить рабочие места [в Alstom]". В компании сейчас работает 26 000 человек.

У Франции есть опыт спасения больших компаний в обход требований ЕС. За последние два года правительство выручило две большие компании - производителя компьютеров Bull и France Telecom.

Правительства других европейских стран тоже игнорируют требования ЕС, чувствуя, что у него недостаточно сил, чтобы бороться с ними. В прошлом году Великобритания, не спрося разрешения у ЕС, предоставила субсидии электрической компании British Energy. (DJ, 17. 09. 2003, Кирилл Корюкин).

В ПОИСКАХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ: Руководство Евросоюза уже давно имеет больше полномочий в проведении расследований против частных компаний европейских стран, чем правительства этих стран. В 1962 г. ЕС получил право проводить обыски в офисах частных компаний или требовать от них предоставления информации. В последние годы представители Еврокомиссии произвели обыски в офисах нескольких крупнейших транснациональных компаний, в том числе Coca-Cola и Vodafone.