ПРОМПОЛИТИКА: Проекты важнее денег


Даже самые либеральные государства пользуются административным ресурсом для корректировки рыночных сил. Нынешний текст о промышленной политике - первая статья в серии из трех. Две следующие статьи (выйдут по четвергам) будут посвящены инструментам промполитики, а также ее субъектам.

Мировая практика располагает целым арсеналом инструментов промышленной политики, они хорошо известны и легитимны для нашего правового поля, но остаются на российском поле вне игры.

Знания без применения.

Согласно последнему крупному исследованию ВШЭ, посвященному структурным реформам, почти три четверти предприятий России демонстрируют отрицательные темпы накопления капитала, т. е. проедают свои основные фонды. Государственное регулирование сводится к искусственному поддерживанию на плаву неконкурентоспособных предприятий за счет явных или скрытых субсидий.

О чем, казалось бы, беспокоиться, раз у нас под ногами "неисчерпаемые" богатства недр? Но объем добычи газа с 2005 г. уже не сможет обеспечить даже текущие потребности страны и экспортные поставки. А высокая рентабельность российских нефтяных компаний существует только благодаря десятикратно более низкому по сравнению с развитыми странами уровню жизни.

В то же время сферу реальных конкурентных преимуществ России составляют комплексные мультимедийные системы, гражданская авиационная и ракетно-космическая техника, "повышающие" технологии энергетики, биотехнология, ряд других наукоемких направлений. По некоторым оценкам, из применяемых в мире полусотни макротехнологий нашей стране принадлежит около трети. Однако, щедро производя знания, Россия не может их применить. Почему?

Объяснение, казалось бы, одно - на инновации нет денег. Но более пристальное рассмотрение вопроса не оставляет сомнений в том, что на самом деле критичной является ситуация с использованием другого ресурса.

Приоритеты наоборот.

Мировой опыт современной промышленной политики ставит во главу угла не деньги, а проекты. Разница в том, что "деньги" покупают очередную, на ходу устаревающую тепловую турбину, а "проект" производит современную атомную. "Деньги" бурят еще одну скважину, "проект" выдает продукт глубокой переработки нефти (например, долговечные полимерные трубы).

В России "деньги" пока сильнее "проектов". И это при том, что проектный подход открывает отечественной промышленности грандиозные рынки сбыта. Яркий пример промышленной политики наоборот: правительство несколько раз отменяло импортные пошлины на закупку самолетов в общей сложности на $700 млн - сумму, которой хватило бы российскому авиапрому на несколько лет вперед. Другой пример: два с половиной года не решается вопрос о судьбе Ульяновского авиационного завода - закрывать или давать новые заказы.

Основополагающий документ для сегодняшней финансово-экономической элиты - "Стратегия развития РФ до 2010 г. " (программа Грефа). В ней обозначены разумные цели: сбалансированность бюджета, ограничение госрасходов, выравнивание условий конкуренции. Однако программа не выдвигает инновационные приоритеты как универсальное внеотраслевое управленческое решение.

Ежегодно бюджет проходит черпаком по тарелкам, верстая федеральные целевые программы поддержки наукоемких отраслей (ФЦП) , каждой из которых достается около 2 млрд руб. в год - сумма, способная не поддержать сколько-нибудь серьезно высокотехнологичный проект, а, наоборот, заморозить его. Жертвой проводимой правительством "промышленной политики" стал, например, региональный самолет нового поколения Ту-324, разработанный АНТК им. А. Н. Туполева, - несмотря на статус президентской, программа оказалась сорванной из-за отсутствия финансирования ($70 млн).

Можно было бы утешать себя надеждой, что "невидимая рука" рынка рано или поздно приведет все к естественному и замечательному итогу, если бы наши конкуренты за рубежом сидели сложа руки. Но большинство стран, уже давно интегрированных в мировой рынок, продолжают проводить активную промышленную политику, которая дает компаниям сильную мотивацию к производству конкурентоспособной продукции.

Точки роста и предстоящий выбор.

Если сравнить российскую экономику с курьерским поездом, то преодолеваемый им сейчас перегон (ближайшие два-три года) можно считать оптимальным для принятия принципиальных экономических решений - для перехода от нынешнего "свободного падения" к национальной промышленной политике, который страны Организации экономического сотрудничества и развития осуществили еще в 1980-х - начале 1990-х гг. В рыночной экономике это можно сделать только в условиях конструктивного партнерства и диалога с бизнесом.

Нынешний выборный год и следующий, фактически уже спланированный бюджетом-2004, можно считать потерянными для общенациональных высокотехнологичных проектов. Но еще есть надежда, что правительство, готовя бюджет-2005, сможет проявить волю и сформулировать ясную промышленную политику, без которой задача удвоения ВВП, поставленная президентом, останется пустым лозунгом.

И до тех пор, пока промышленная политика не приобретет четкие формы юридического документа - федерального закона, она является всего лишь комплексом добрых пожеланий, намерений и компромиссов, недостаточных для того, чтобы разорвать зависимость России от мировой сырьевой конъюнктуры.

Выбор и поддержка точек роста экономики - ключевой принцип Концепции промышленной политики, предлагаемой РСПП. Главный критерий выбора - рост произведенной добавленной стоимости, который напрямую связан с инновационным потенциалом компаний.

При этом количественные и качественные критерии выбора конкретных объектов промышленной политики должны, по концепции РСПП, полностью исключить как возможность использования инструментов промышленной политики для необоснованной поддержки неэффективных предприятий-лоббистов, так и дискриминацию хозяйствующих субъектов по формальным признакам (компании малого и среднего бизнеса, предприятия ВПК и т. п. ). Главным экономическим ориентиром государства должно стать создание стимулов для выпуска конкурентоспособной продукции.

Концепция национальной промышленной политики, разработанная в РСПП, побывала на рабочих столах губернаторов, депутатов, министров, президентской администрации, ученых, производственников. Мы располагаем десятками отзывов. Особую папку составляют отклики, авторы которых отвергают концепцию, даже не вчитываясь в нее.

Концепции приписывают идею поддержки исключительно крупного бизнеса. Однако документ недвусмысленно указывает на равный статус крупных, средних и малых компаний как претендентов на участие в инновационных программах государства.

Сторонников промышленной политики критикуют за идею "погони за лидером". Но те же принципы, как и нацеленность на развитие наукоемких отраслей и технологическую модернизацию традиционных, заложены в основу промышленной политики стран ЕС и США, которые нельзя заподозрить в догоняющей стратегии.

Так почему нам возражают, при этом искажая принципиальные стратегические идеи? Ответ на поверхности - управляющий никогда не пожелает быть управляемым. Любое федеральное ведомство является таким же объектом модернизации, как и сама экономика. Тем 4% населения, которые, вместо того чтобы формировать конкурентную среду, выступают против прозрачности бизнеса и обслуживают сегодня лиц, контролирующих основную массу капитала страны, ничего не нужно, кроме сохранения своего положения. Экспортно-сырьевая среда - материальная основа существования современной бюрократии. Реальной силой, способной ей противостоять, выступает сегодня именно бизнес. Проблема в том, что в борьбе с коррупцией он пока не видит в государстве реального союзника.

Автор - председатель совета директоров АФК "Система", руководитель комитета РСПП по промышленной политике