ПРОМПОЛИТИКА: Проекты выберет рынок


Даже самые либеральные государства пользуются административным ресурсом для корректировки рыночных сил. Нынешний текст об инструментах промышленной политики - вторая статья в серии из трех. Заключительная статья выйдет через четверг.

Качество бизнес-среды формируется не чем иным, как применяемыми властью инструментами воздействия на экономику.

Нельзя сказать, что наше правительство не уделяет внимания национальной промышленности, - принимаются постановления, есть федеральные целевые программы и, в конце концов, госзаказ.

Нет одного - результата. И причина не в слабости государственной дисциплины, а в устаревшем подходе. Промышленную политику развитых стран отличают не какие-то особые, не используемые в нашей экономике инструменты, а специфическая цель их использования. Она заключается в поддержке проектов, работающих на конкурентоспособность конкретных отраслей и компаний.

Цепочки свои и чужие Российские промышленники ждут не "хорошего постановления", а четкой системы приоритетов - какие проекты государство считает ключами к завтрашней конкурентоспособности страны.

Разворот государства в сторону поддержки конкурентоспособности национальной экономики объективно необходим в условиях глобального рынка. Успешная экспансия бизнеса не только трудна, но и просто невозможна без поддержки государства.

Проект как инструмент промышленной политики позволяет соединить административный, финансовый, структурный, технологический и рыночный ресурсы, а также установить адресный контроль результатов на каждом этапе реализации. Только создание системы приоритетных проектов различного масштаба позволит сдвинуть промышленное развитие с мертвой точки. При этом выбор участников проектов сделает рынок, а не чиновник, поскольку успехом на рынке пользуется тот, кто доказал свою конкурентоспособность.

Анализ потребностей российской экономики показывает два типа таких проектов.

Первый - инфраструктурные проекты, обслуживающие потребности экономики и страны в целом: проекты транспортной, информационной, образовательной и научно-технической, социальной и коммунальной инфраструктуры. Они дают позитивный эффект не только для компании-инвестора, но и для остальных участников рынка (например, наращивание пропускной способности портов способствует росту не только прибыли компаний-операторов, но и компаний-экспортеров).

Реформирование естественных монополий: электроэнергетики, железнодорожной и газовой отраслей экономики, а также жилищно-коммунального хозяйства - это и есть элементы проектного подхода в промышленной политике.

Еще одним ключевым проектом может стать развитие ипотеки. Ее реализация как крупнейшего инвестиционно-строительного проекта позволит не только оживить огромное число компаний, но и придать им значительный импульс для интенсивного роста. Не случайно этот проект избран правительственной рабочей группой в качестве инструмента для решения поставленной задачи удвоения ВВП.

Второй тип - проекты инновационного характера, ориентированные на закрепление страны в перспективных нишах мирового рынка. Они ведут к созданию национальных цепочек добавленной стоимости, на выходе которых конкурентоспособный по мировым стандартам наукоемкий продукт. Непременное условие получения такого продукта - повышение степени переработки сырья (металлургия, нефтегазовый и лесохозяйственный комплексы) , реализация "забытого" интеллектуального потенциала ВПК, кооперация между инновационно активными предприятиями малого и среднего бизнеса и интегрированными промышленными группами.

Такие проекты, нацеленные на создание качественно новых технологий и производств, являются, как правило, долгосрочными и требуют беспрепятственного доступа компаний к длинным кредитным ресурсам. Оба эти условия в России сейчас отсутствуют. Перед государством стоит задача устранить этот негативный фактор, во многом возникший благодаря его непоследовательной экономической политике.

Международный опыт свидетельствует, что создание национальных цепочек добавленной стоимости с участием компаний малого и среднего бизнеса является одним из важнейших ресурсов повышения конкурентоспособности. И промышленная политика призвана стимулировать создание таких национальных цепочек.

Целью инновационных проектов может быть и встраивание российских компаний в глобальные цепочки добавленной стоимости. Но в качестве поставщиков не сырья, а высокотехнологичного продукта. Это рецепт для тех компаний и производств, которые в силу объективных причин не могут стать лидерами на рынке, но найдут себя в международной кооперации. Примером могут служить проекты, связанные с созданием современных авиалайнеров, реализацией ракетно-космических программ, производством уникальной медицинской техники, или глобальное партнерство авиаперевозчиков. Даже подъем автопрома можно обеспечить, если вместо отраслевого подхода избрать проект производства, скажем, автокомпонентов для современных автомобилей.

Какие бы цепочки добавленной стоимости ни создавались - национальные или глобальные, - стратегический приоритет повышения конкурентоспособности отечественной продукции должен оставаться неизменным. Основной критерий здесь - показатель роста произведенной добавленной стоимости. Он отражает эволюцию компаний от простейших форм производства (с минимальными затратами человеческого капитала и высокой природной рентой) к более сложным формам.

Госплан - не пугало Мы подчеркиваем важность инновационных проектов как инструмента промышленной политики, не имеющего ничего общего с лоббизмом. Перераспределение ресурсов в пользу особо влиятельных лоббистов стало ахиллесовой пятой российской экономики. Но это как раз следствие отсутствия прозрачной промышленной политики и важный аргумент в пользу ее скорейшего формирования, а не ее пугало.

В каком-то виде промышленная политика при всем своем кажущемся отсутствии и сегодня существует. Но сегодня она формируется и осуществляется в неявном виде, зачастую непоследовательно и произвольно. Может быть, поэтому призывы к ее формированию и вызывают такое отторжение.

Между тем, игнорируя проблему, мы ее только усугубляем.

Сегодня ни одна уважающая себя компания не обходится в своей структуре без подразделения, занятого стратегией, вычислением приоритетных направлений развития бизнеса. На уровне государства, похоже, от них отказываются только потому, что это вызывает ассоциации с Госпланом СССР. Но плохо не то, что Госплан устанавливал приоритеты, а то, какими методами он добивался их реализации.

Наших соседей аналогии с Госпланом не пугают. Совсем недавно Евросоюз "для ускорения экономического роста" одобрил перечень 56 приоритетных проектов. Из них 17 из области энергетики, 31 - транспорта, восемь - связи. На их реализацию до 2010 г. планируется выделить более 60 млрд евро.

Бизнес-сообщество считает, что в преддверии предстоящих выборов было бы правильно обозначить свое понимание общенациональных задач и свои надежды на то, что правительство возьмется за повышение национальной конкурентоспособности. Нас не может не волновать, что из 238 крупнейших и наиболее конкурентоспособных на мировом рынке транснациональных компаний более половины (125) приходится на американские фирмы, за ними следуют компании Великобритании (21) , Японии (19) , Германии (10).

Крупный бизнес сосредоточил сейчас в своем менеджменте более квалифицированные (в том числе по оценкам уважаемых членов правительства) кадры, чем органы власти. И нет ничего удивительного, что он раньше государства стал заниматься системным стратегическим планированием производства.

Но не будем забывать, что базовые интересы государства и бизнеса не противоположны, как представляется многим, а близки и согласуемы. Это прежде всего встраивание России в глобальную экономику через конкурентоспособный продукт. Что само по себе является крупнейшим и, пожалуй, беспрецедентным общенациональным проектом.

Автор - председатель совета директоров АФК "Система", руководитель комитета по промышленной политике РСПП