Эмоции влияют на карьеру


Эрека Ветрини долго работала менеджером по маркетингу компании Estee Lauder. 27-летняя сотрудница полагала, что прекрасно умеет контролировать свои эмоции в любых сложных ситуациях. Однажды ее пригласили принять участие в популярной в США телевизионной игре "Ученик". И вдруг выяснилось, что Эрека настолько эмоциональна, что в самую решительную минуту полностью теряет контроль над собой. Игру она проиграла.

Увидев себя потом по телевизору, Ветрини стала оправдываться и говорить, что обычно она справляется со всеми задачами, просто команда (в игре) подобралась слабая. А телевизионщики, как нарочно, выбрали самый неудачный кадр.

В жизни она видит себя совсем иначе. "Я могу быть очень сильной и справляться со всеми задачами", - говорит Эрека и добавляет, что считает нормальным не сдерживать эмоции на рабочем месте.

С точки зрения психологов, умение правильно выражать свои чувства на работе - одна из наиболее серьезных проблем внутрикорпоративной культуры. Ведь эмоции - необходимый компонент наших отношений с коллегами. Эксперты утверждают, что интеллектуальные способности помогают нам в устройстве на работу. Но именно от эмоциональной гибкости зависит дальнейшее развитие карьеры.

Уровень эмоциональности определяется способностью личности быть в ладу с самим собой и эффективно взаимодействовать с другими. От этого зависит, станут ли доверять вам коллеги, насколько инициативны вы будете в работе, какое место в команде займете и как будете разрешать возникающие конфликты. Все это получило название "эмоциональный интеллект". Его ввел в 1995 г. американский социолог Дэниэл Големан. Позднее его учение развил психолог Ройвен Бар-Он, который дополнил понятие термином "эмоциональный коэффициент" (EQ). Последний, как не сложно догадаться, является измерителем эмоционального интеллекта.

Согласно учению Големана, чувства играют первостепенную роль в вопросах найма и увольнений со службы. В своей книге "Основы лидерства" он описывает, как эмоциональный интеллект отражается на карьере. Големан пишет, что одной из непреложных черт характера лидера является умение сохранять спокойствие в трудных ситуациях. Абсолютными лидерами становятся только те, кто способен держать в узде свои негативные эмоции. Големан утверждает также, что эмоциональный интеллект легко совершенствовать. Начать процесс самосовершенствования можно с двух очень простых вещей. Надо попросить коллег честно признаться в том, какие эмоции вызывает у них ваше поведение, а потом составить список сильных и слабых сторон вашего характера.

Этими советами воспользовался 39-летний Питер Бентон, бывший вице-президент Johnson & Johnson. В компании началась реструктуризация, и он был вынужден уволиться. Бентон решил пойти на специальные курсы по повышению "эмоционального коэффициента". По его словам, преподаватель помог ему развить способности, которые могут пригодиться Бентону в новой работе. Занятия сильно повысили его психологическую устойчивость к стрессовым ситуациям. Недавно один из подчиненных сказал ему: "Я не знаю, что с вами происходит в последнее время, но вы стали совсем другим человеком. Теперь мы действительно одна команда".

Есть множество способов выявить уровень эмоционального интеллекта. Психологами специально разработан тест Genos E.I. Assessment, который состоит из 64 вопросов и позволяет за 15 минут выяснить эмоциональное состояние человека. Этим тестом, к примеру, пользуется каждый день Кармин Лео, преподаватель и декан кафедры развития эмоционального интеллекта в Institute for Professional Empowerment Coaching (штат Мэн). Она говорит, что тест помогает определить уровень эмоционального коэффициента до и после занятий.

Развитие эмоционального интеллекта не предполагает полного подавления всех отрицательных чувств. "Мы слишком часто гасим в себе негативные эмоции. А ведь нам психологически необходим определенный уровень эмоционального напряжения. В некоторых ситуациях нужно разрешать проблемы через спор", - говорит Херб Рэпэппорт, профессор психологии университета Temple и консультант коммерческих фирм в вопросах лидерства. Недавно одна компания наняла Рэпэппорта для "прочистки мозгов" одному из своих сотрудников. Менеджер злоупотреблял нецензурными выражениями, считая это наиболее прямым способом выражения своих мыслей и эмоций в споре. "Иногда бывают негативные эмоции, которые надо обязательно выразить", - говорит Рэпэппорт в оправдание незадачливого сотрудника. Он также предостерегает менеджеров от обращения к психологам, стремящихся разрешить проблемы в кратчайшие сроки. Ведь причины того или иного поведения личности могут иметь глубокие корни. А потому их трудно сразу устранить. "Невозможно обучить контролю над глубинными чувствами за несколько поверхностных занятий", - утверждает профессор. (WSJ, 29. 03. 2004, Мария Подцероб)