Skoda ставит на Казахстан


Чешская Skoda планирует завоевывать российский рынок через Казахстан. Уже в 2006 г. на местном заводе "Азия Авто" может быть собрано до 40 000 автомобилей Skoda. Аналитики полагают, что более половины этого объема пойдет на российский рынок.

Skoda Auto принадлежит немецкому автоконцерну Volkswagen. Выручка от продаж Skoda в 2003 г. составила 4,48 млрд евро, компания продала 449 758 автомобилей. Из них в России было реализовано 6678 машин против 9444 в 2002 г. Помимо Чехии компания собирает автомобили на Украине и в Индии.

До 2003 г. автомобили Skoda были среди самых популярных иномарок в России. В 2002 г. компания заняла 2-е место по объемам продаж среди новых иномарок, но по итогам 2003 г. , по данным Ernst & Young, она переместилась на 12-е место. А в I квартале 2004 г. ее продажи в России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали более чем в пять раз до 366 автомобилей.

Отвоевывать российский рынок Skoda решила через Казахстан. Как сообщили "Ведомостям" на казахстанском заводе "Азия Авто", сейчас выпускающем вазовские "Нивы" (в прошлом году их было собрано около 5000 шт. ) , у компании уже есть предварительная договоренность со Skoda о сборке на производственной площадке в Казахстане трех моделей Skoda - Octavia, Fabia и Superb. Окончательное соглашение пока не подписано, подчеркивает сотрудник "Азия Авто", но уже в нынешнем году предприятие может выпустить около 1500 автомобилей Skoda. "Наши производственные мощности рассчитаны на выпуск около 40 000 машин, что дает нам возможность собирать несколько десятков тысяч машин Skoda", - поясняет он. А агентство Dow Jones со ссылкой на замминистра промышленности и торговли Чехии Мирослава Сомола передает, что к 2006 г. предприятие может ежегодно собирать в Казахстане 30 000 - 40 000 автомобилей Skoda. Официальные представители Skoda вчера отказались комментировать проект в Казахстане. Но источник в Skoda рассказал "Ведомостям", что переговоры с "Азия Авто" длятся уже несколько месяцев. "Весь смысл организации сборки машин в Казахстане заключается в том, чтобы пробраться на российский рынок", - поясняет он.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова полагает, что сборка машин в Казахстане помогла бы Skoda вернуть как минимум прежний уровень продаж в России. Она считает, что из заявленного объема на российский рынок будет поставляться около 80% машин. Вячеслав Смольянинов из "НИКойла" указывает, что емкость местного рынка пока невелика, чтобы поглотить такой объем иномарок.

Сахнова напоминает, что на Казахстан, как и на Узбекистан, распространяется льготный режим ввоза на территорию России автомобилей, произведенных в этих республиках. В российском представительстве Daewoo отмечают, что при ввозе автомобилей Nexia, собранных в Узбекистане, таможенная пошлина не взимается. Сахнова отмечает, что благодаря этому цена на казахстанские Skoda может быть на 15% ниже нынешних. Это поможет компании минимизировать эффект от роста курса евро, ставшего одной из основных причин падения продаж компании в России, отмечает она.

PR-менеджер "Фольксваген груп Рус" Андрей Гордасевич указывает, что проект Skoda в Казахстане не означает, что Volkswagen отказывается от строительства своего автозавода в России. Он говорит, что этот вариант рассматривается, но компания по-прежнему не приняла никакого решения. Смольянинов уверен, что планы Skoda не помешают Volkswagen открыть завод в России. Он отмечает, что автомобили Skoda и Volkswagen находятся в разных рыночных сегментах и не конкурируют между собой. А Денис Нуштаев из "Метрополя" говорит, что немецкий концерн может прийти в Россию просто ради того, чтобы вовремя застолбить место на перспективном рынке. Впрочем, член правления компании "Автомир", торгующей Skoda, Сергей Алексейчук вовсе не уверен в том, что Skoda наладит масштабную сборку машин в Казахстане. Он напоминает, что чешская компания не раз уже анонсировала подобные проекты, например в Удмуртии: "Но дальше разговоров дело так и не пошло".