Взрастить соперника


Гендиректор новой компании Lerner, Cumbo & Associates Франк Кумбо отвергает обвинения. По его словам, он не использовал в интересах своего бизнеса конфиденциальную информацию, полученную от бывшего работодателя. “Ту же самую информацию можно получить из обычной телефонной книги, – возмущается он. – Я ничего не забрал у бывшего работодателя, и мои коллеги тоже”. Президент Essex Ричард Трейстмэн отказывается комментировать ситуацию до окончания судебного процесса. Однако в этом году он подал иск еще на шестерых работников, покинувших его компанию ради работы с Кумбо. Оба иска сейчас находятся в Верховном суде штата Нью-Йорк.

С юридической точки зрения трудно провести черту между понятиями “честной” и “нечестной” конкуренции. Но каждый раз, когда работник покидает компанию и открывает аналогичный конкурирующий бизнес, бывший работодатель может обвинить его в нечестной игре.

В последние годы все больше компаний заключают с сотрудниками соглашение о запрещении конкуренции после окончания трудовых отношений. Соглашение обычно ограничивает возможности нового трудоустройства. Например, нельзя пойти на работу в конкурирующую фирму, которая географически расположена в том же регионе, или поступить на службу к конкуренту сразу после увольнения из компании.

По словам экспертов, в последние годы доступ к коммерческим тайнам компании стали получать не только сотрудники высшего звена, но и рядовые работники. Поэтому предприятия стали заключать соглашения о запрете на конкуренцию и с менеджерами среднего звена. В марте 2004 г. общество управления человеческими ресурсами (Society for Human Resources Management) города Александрия (штат Вирджиния) провело исследование рынка труда и выяснило, что 30% компаний подписывают с работниками соглашения о запрете на конкуренцию. Еще 51% предприятий заключает с сотрудниками пакт о неразглашении коммерческой тайны.

Специалисты предупреждают, что надо хорошо изучить текст соглашения до его подписания. В дополнение к двум вышеуказанным соглашениям сотруднику могут предложить подписать еще и третий документ – договор, запрещающий самостоятельное сотрудничество с клиентами работодателя. “Контракты бывают разные, – говорит Дженнифер Рубин, юрист по вопросам трудоустройства из Нью-Йорка. – Главное, чтобы сотрудник внимательно прочитал все, что ему предложили подписать”.

Многие менеджеры начинают готовиться к новой работе, еще не покинув старую. Одни пишут прямо на рабочем месте бизнес-план, другие звонят потенциальным клиентам. Однако специалисты предупреждают: подобные действия могут привести к судебному процессу с бывшим работодателем и обвинениям в передаче коммерческой информации. Особо не рекомендуется выносить из офиса какие-либо документы. Это может стать поводом к подаче иска.

По словам Рубина, компании часто отслеживают нарушения соглашения о запрещении конкуренции после окончания трудовых отношений с помощью систем электронного мониторинга. Даже попытка напечатать и послать резюме с офисного компьютера может быть расценена как нарушение соглашения. “Информацию тщательно собирают со всей электронной сети компании. Наверняка она будет использована против работника”, – сообщает Рубин.

Можно ли расторгнуть соглашение? В каждом случае проблема решается индивидуально. Но некоторые эксперты говорят, что есть способы избежать обязательного подписания договора. По мнению юриста Карла Калила, сотрудник имеет право заявить, что слишком мало работает в компании и не обязан подписывать такого рода соглашения. Если условия договора выглядят обременительными, лучше обсудить их с работодателем до официального подписания документов, советует Калил.

Специалисты рекомендуют не портить отношения с бывшим работодателем, какие бы условия он не выдвигал в отношении увольнения. Сегодня многие сферы промышленности тесно связаны между собой. Бывший работодатель может легко испортить репутацию сотрудника, пустив слух о приключившейся ссоре. Иные компании просят работников предоставить клиентам лимитированную информацию о своем уходе с работы или даже подобрать преемника. Сотрудник, которые эти пожелания выполняет, сохранит хорошие отношения с бывшим боссом и вряд ли будет привлечен к суду из-за нарушения соглашения на запрет конкуренции. Однако надо понимать, что в некоторых случаях конфликт неизбежен.

Любой работник должен представлять, какой политики придерживается его компания в отношении увольнений. Кевин Кутберг, гендиректор чикагской консалтинговой фирмы Capital H Group, считает, что в большинстве случаев лучше следовать политике фирмы. “Это обеспечит мягкий переход на новое место работы, – говорит он. – Зачем оставлять о себе плохую память, если вполне можно без этого обойтись?” (WSJ, 8.06.2004, Мария Подцероб)