На распутье


Ярким примером подобной проблемы может послужить ситуация, сложившаяся в американской компании по производству и продаже ножей Chris Reeve Knives из города Бойсе штата Айдахо. Владелец компании Крис Рив был профессиональным изготовителем бытовых инструментов. В 1975 г. он создал свою первую дизайнерскую модель ножа и задумался об открытии собственного дела. Сейчас его продукция настолько популярна во всем мире, что ее покупают такие знаменитые люди, как вице-президент США Дик Чейни и актеры Том Селлек и Харрисон Форд. Еще большую популярность ножи приобретут после того, как Том Круз появится с ними на экране в боевике “Соучастник” (Collateral). Однако чем известнее становится Chris Reeve Knives, тем труднее Крису Риву ею управлять. Более того, сам предприниматель убежден, что уже не способен управлять своим бизнесом. “Такой бизнес, как у меня, чаще всего открывают хорошие ремесленники или инженеры. Они настоящие мастера своего дела, но не умеют управлять бизнесом и находить нужный ключик к людям, заставляя их качественно выполнять свою работу”, – говорит 50-летний убеленный сединами Рив.

Рив мечтает переложить все проблемы управления предприятием на чужие плечи. Он хотел бы заниматься исключительно дизайном и изобретением новых форм ножей. О подобной реорганизации легко рассуждать, но трудно воплотить ее в жизнь. Ведь компании нужен высококвалифицированный менеджер по производству, работа которого полностью удовлетворит основателя предприятия. Менеджер должен следить за поддержанием на том же уровне качества продукции и заботиться о прибыльности предприятия. За последние три года Рив сменил уже двух менеджеров, и ни один его не устроил.

На сегодняшний день ситуация достигла уже критической точки. И Рив, и его жена Энн, которая является совладелицей компании и помогает мужу вести дела, соглашаются, что действовать надо быстро. Рив буквально сгорает на работе, которая ему не нравится, и размышляет, что делать дальше. Опираясь на свой неудачный опыт, он готов дать другим предпринимателям несколько советов, которые, возможно, спасут их от подобных кризисных ситуаций.

Основатель – это не менеджер

Рив и его жена являются единоличными собственниками своего бизнеса, который они начали в 1984 г. в гараже бывшего дома Криса Рива в городе Дурбане в ЮАР. В 1989 г. компания Chris Reeve Knives переехала в США. С тех пор в течение многих лет годовой рост был довольно устойчивым. Он держался на уровне 10–12%. Два года назад цифры роста неожиданно подскочили до 20–25% в год. Случилось это после того, как спецподразделение американских военных сил “Зеленые береты” заказало Chris Reeve Knives специальные ножи в подарок выпускникам своих курсов повышения квалификации. Сейчас ежегодная выручка от бизнеса Криса Рива равняется $1,5 млн. Однако, несмотря на рост выручки, прибыли компании падают, и уже возникла проблема с потоком наличных средств. Так, например, Chris Reeve Knives нужны новые площади для производства. Недавно предприятие приобрело участок для сооружения производственных зданий в пригородах Меридиана (штат Айдахо). Но ему не хватает наличных средств ни для начала строительства, ни для оплаты простоя, говорит Рив. Одна из причин этой проблемы – непомерная влюбленность в свою продукцию и как следствие очень строгое отношение к качеству изделий. Рив отвергает все ножи, которые, с его точки зрения, не соответствуют стандартам качества, и это в итоге негативно сказывается на прибылях.

Учиться лень

Рив любит все доводить до совершенства. Поэтому его ножи в конечном счете обходятся покупателям в $300–400 каждый. Если же речь идет о дизайнерской работе, то цена вырастает еще больше.

Стремление к совершенству – хорошее качество характера, но у него есть и обратная сторона. Крис искренне верит в то, что каждый работник его предприятия должен относиться к продукции компании с такой же любовью, с какой относится к ней он сам. С одной стороны, он прекрасный учитель, с другой – моментально теряет терпение, когда кто-то из сотрудников не может понять, что от него требуют. Злится он и тогда, когда работнику не удается справиться с заданием с первого раза. Многие годы подряд сотрудники покидали компанию, из-за того что шеф слишком много от них требовал. В конце концов текучка кадров тоже стала сказываться на прибыли. Кадры получше все равно найти не удалось. Ведь в Бойсе не так много высококвалифицированных специалистов по изготовлению ножей.

Конечно, творческие люди могут в течение долгого времени заниматься самой разнообразной работой. И все же Рив чувствует, что разрывается на части. Ему понадобилось некоторое время, чтобы правильно оценить свои силы, но теперь он признает: управление производством и убеждение людей – не его работа. Он мог бы пройти тренинг по менеджменту и выучить многочисленные способы воздействия на персонал, но не хочет этого делать. “Это совершенно выбивает меня из колеи, – делится он. – Теперь, когда мне 50, я хотел бы заниматься тем, что мне нравится. Многие гораздо лучше меня управляют предприятиями и мотивируют людей”.

Найти преемника непросто

Надо уметь выбрать себе подходящего преемника.

Около пяти лет назад Рив занялся поисками преемника и тут же допустил серьезную ошибку. По его словам, он решил нанимать друзей или тех, кого друзья посоветовали. Так он принял на работу двух совершенно неподходивших менеджеров.

Первому было за 60, и его порекомендовали Риву друзья. “Вообще-то он должен был быть корифеем в своей области”, – рассказывает Рив и добавляет, что явно переоценил способности нового работника. “Этот человек был старше меня. Я же был научен относиться к старшим с уважением. Я просто снабдил его инструкциями и поверил в него”, – говорит дальше Рив. Через девять месяцев стало ясно, что менеджер не справляется с обязанностями.

Для подбора нового кандидата на должность управляющего менеджера Рив создал специальную комиссию. Она состояла из его бухгалтера и нескольких вовлеченных в бизнес друзей. Комиссии очень понравился кандидат, который до этого управлял другим предприятием, и друзья единодушно постановили взять его на работу. Рив поставил перед новым управляющим несколько важных задач, например установить точную себестоимость каждого продукта компании. С одними задачами менеджер справился, с другими – нет. Так или иначе через два года он покинул предприятие.

Chris Reeve Knives не может позволить себе воспользоваться услугами хедхантеров или платить очень высокую зарплату менеджеру, успешно работавшему до этого на многих малых предприятиях. В то же время Бойсе не настолько большой город, чтобы там было достаточно кандидатов с подходящим опытом работы.

Рив гордится теми успехами, которых добилась его компания, но говорит, что “теперь кто-то другой должен заняться всем этим. Будет стыдно, если мы не решим эту проблему, потому что сейчас мы на распутье и должны выбрать правильную дорогу”. (WSJ, 12.07.2004, Мария Подцероб)