Пхеньян готовит бомбу?


Вчера замминистра иностранных дел России Александр Алексеев после консультаций со своим коллегой из Южной Кореи Ли Су Хеком объявил, что “по целому ряду причин” не состоится запланированный на конец сентября очередной раунд международных переговоров по северокорейской ядерной проблеме.

Конфликт начался еще в 1993 г. Тогда власти коммунистической Северной Кореи (КНДР) впервые заявили, что готовы испытать ядерное устройство. Вашингтон убедил Пхеньян остановить разработки. Взамен Корея получила экономическую помощь и обещание мирового сообщества построить на территории страны два легководных атомных реактора. Поставку гуманитарных грузов наладить удалось, а созданный специально для постройки реакторов международный консорциум KEDO со своей частью миссии так и не справился. Невыполнение экономических обязательств Вашингтон компенсировал политически: в 2000 г. состоялся визит тогдашнего госсекретаря США Мадлен Олбрайт в Пхеньян – первая поездка в Северную Корею американского чиновника такого уровня. А в конце года в гости к Ким Чен Иру собирался сам Билл Клинтон. Впрочем, после победы на выборах Джорджа Буша визит был отменен.

При новом президенте северокорейский кризис приобрел невиданный размах. Сперва Буш причислил Северную Корею к странам “оси зла”, а осенью 2002 г. замгоссекретаря США Джеймс Келли по возвращении из Пхеньяна заявил, что коммунистический режим продолжает ядерные разработки. Вскоре Северная Корея обвинила США в невыполнении условий предыдущих соглашений о неиспытании ядерного оружия, Вашингтон приостановил поставки мазута Пхеньяну, а тот в ответ отказался пускать на ядерные объекты международных наблюдателей, а затем и вовсе вышел из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Переговоры с Северной Кореей окончательно зашли в тупик: главным требованием Пхеньяна остается прямой диалог с США и гарантии безопасности от Вашингтона. Администрация Буша от выполнения этих условий отказывается.

В минувший четверг, когда КНДР отмечала свой очередной день рождения, в стране прогремел взрыв, грибообразное облако которого можно было видеть невооруженным глазом. И северокорейская администрация, и представители Госдепартамента в один голос заявили, что взрыв не связан с ядерной программой.

Однако ложная тревога может стать настоящей: американские разведслужбы вот уже четыре недели фиксируют странную активность в районе ядерных объектов страны. В анонимных интервью американской прессе чиновники Белого дома не исключают, что Пхеньян намерен провести взрывы до ноябрьских президентских выборов. Тем самым будет продемонстрирован провал азиатской политики Буша и повысятся шансы на приход к власти его соперника Джона Керри. Последний раз мировое сообщество всерьез опасалось, что Северная Корея испытает ядерное оружие, год назад – 9 сентября 2003 г. КНДР отмечала 55-летнюю годовщину.

“Вероятность того, что Северная Корея испытает собственный ядерный заряд, довольно велика, – полагает эксперт Центра Карнеги Алексей Арбатов. – Я не скажу, что она превышает 50%, но она высокая”. По мнению директора “ПИР-Центра политических исследований” Владимира Орлова, нельзя исключать того, что “активность, которую фиксируют американские спутники, связана именно с подготовкой к ядерным взрывам, к которым они [корейцы] технически могут быть почти готовы”, а сами тесты запланированы “на конец октября – начало ноября, накануне президентских выборов в США”. “Северная Корея действительно тоскует по американской политике времен Клинтона, – отмечает директор российского представительства американского Центра оборонной информации Иван Сафранчук. – И думаю, они надеются что Кэрри продолжит линию Клинтона”. Однако, по мнению эксперта, это не означает, что Пхеньян проведет ядерный взрыв. “Сейчас у Северной Кореи прекрасное поле для маневра: никто не знает, есть ли у них хоть одно ядерное устройство, но они ведут себя так, словно оно есть, и им все верят. Если они испытают заряд, к ним станут относиться как к ядерной стране, и обменять этот статус на экономический пакет будет сложнее”.

С тем, что ядерные испытания нанесут серьезный удар по репутации Пхеньяна, согласны и другие эксперты. Это поставит Северную Корею “как минимум перед угрозой полной международной изоляции, а как максимум – перед угрозой силовой акции”, считает Арбатов. Впрочем, даже в этом случае, убежден Орлов, руководство страны может пойти на ядерные испытания. “Пакистану в 1998 г. действительно было трудно решиться на проведение ядерного испытания, а Северной Корее к блокаде не привыкать – она, по сути, живет в этих условиях все последние годы”, – поясняет эксперт. Если же Пхеньян решится на испытания, это может вызвать крайне серьезные последствия для региона в целом, говорит Арбатов. “Режим ядерного нераспространения рассыпется, – прогнозирует он. – Япония, Южная Корея, Тайвань наверняка самым серьезным образом будут рассматривать вопрос о создании собственного ядерного оружия”.