Вы за Буша или за Керри?


Меган Джонсон застыла от удивления. Она не знала, что ответить, и вдруг вспомнила, что вверху на открытке был изображен синий слоник с высоко поднятым хоботом. Выбирая открытку, она напрочь забыла, что слон – символ американской республиканской партии. Соискательница объяснила менеджеру, что слоник был ее талисманом на счастье. Но работу она так и не получила. “Это был один из самых странных моментов моей жизни”, – говорит она.

По мнению специалистов по карьере, попытка раскрыть потенциальному работодателю свои политические взгляды часто заканчивается плохо. И хотя понятно, что это не связано с профессионализмом кандидата, работодатели заводят беседы о политике чаще, чем можно было бы предположить. В Нью-Йорке есть карьерный сайт TheLadder.com, куда заходят соискатели, претендующие на зарплату от $100 000. Недавно на нем провели опрос на тему, были ли случаи, когда работодатель интересуется политическими взглядами на собеседовании, и 11% (от 736 респондентов) ответили “да”. “Не думаю, что люди просто так, ради шутки, нажимали ответ “да”. По-моему, таких респондентов и в самом деле не меньше 10%”, – говорит президент и гендиректор карьерного сайта Марк Сенеделла.

Эрик Гелмэн, топ-менеджер из Филадельфии, занимающийся маркетингом, два раза за последние два месяца отвечал работодателям на каверзные вопросы. В обоих случаях его спрашивали, за кого он будет голосовать на выборах. В первый раз к обсуждению политических проблем привело мимолетное упоминание республиканского партийного съезда. В конце концов менеджер по найму спросила: “Так за кого же вы будете голосовать?” Второе интервью тоже закончилось вопросом: “Что вы будете делать во время выборов?” И в том и в другом случае Гелмэн уклонился от прямого ответа. “Я сказал, что еще ничего для себя не решил”, – вспоминает он.

Задавая вопросы о политических убеждениях кандидатов, работодатели ни в коей мере не нарушают закон. Более того, “по закону работодатель может во время интервью спросить соискателя что угодно”, объясняет Деб Кири, директор Society for Human Resource Management. Незаконной считается только дискриминация по половому, национальному, расовому, возрастному и религиозному признакам. Воспрещено также ущемлять права инвалидов и выбирать работников по принципу сексуальных предпочтений. Кандидат не может подать в суд, если его политические взгляды не совпадают с убеждениями менеджера по найму. “Кого бы вы ни защищали, республиканцев или демократов, вы все равно проиграете в споре с работодателем”, – говорит Кири и дает дельный совет: “Говорите только о том, что связано с работой. Это совсем не трудно”. Главное, “избегать любых тем, которые могут привести к спору”, добавляет Джон Мерфи, один из основателей нью-йоркской компании по обучению правильному ведению интервью и умению искать работу Interview Club. Какой бы провокационный вопрос ни задавал работодатель, “отвечать на него надо уклончиво и быстро переходить к дальнейшему обсуждению главной темы разговора”, советует он. Можно, например, сказать: “Выборы уже приближаются, но я еще ничего не решил”. Ни в коем случае нельзя спрашивать интервьюера в лоб, почему его интересует ответ на этот вопрос. Лучше вежливо осведомиться: “Разве это связано с работой?” или “Вам нужна эта информация, чтобы принять решение по поводу моего найма на работу?” После этих вопросов лучше как можно быстрее вернуться к обсуждению главной темы беседы. Если же менеджер по найму настаивает на продолжении политической дискуссии, то стоит задать себе вопрос: “Хочу ли я работать в этой компании и с этими людьми?” Однако не нужно всегда и во всем винить работодателей, замечают специалисты по карьере. Иные кандидаты так страстно желают преподнести себя с лучшей стороны, что сами поднимают в разговоре опасные темы. Попытка показать себя политически грамотным чаще всего заканчивается неудачей.

Джерри Остергаард вспоминает, как несколько лет назад он был на интервью в комиссии по планированию северо-восточного района штата Иллинойс. Он претендовал на должность менеджера по связям с общественностью. Интервью совпало с первым туром выборов губернатора штата. Пытаясь подать себя в лучшем свете, Джерри раскрыл работодателю, за какого кандидата собирается голосовать. Ему казалось, что сейчас самое время говорить о политике. Но стоило только вступить в политические прения, как стало ясно: интервью он провалил. “Конечно же, мне никто не позвонил с предложением выйти на работу”, – делится он. Сейчас у Джерри еще одно интересное предложение. Но, по его словам, на все вопросы о политике он теперь будет отвечать: “Честно говоря, я еще ничего не решил”. (WSJ, 28.09.04, Мария Подцероб)