МТС нашла потерявшихся абонентов


Московский рынок – важнейший для сотовых операторов, ведь в столице и области проживают свыше 17 млн человек, средний доход которых один из самых больших в стране. “Успехи оценивают по позиции на рынке, и если компания претендует на лидерство в сотовой связи по всей России, то она должна быть лидером и на ключевом рынке – в Московском регионе”, – говорит аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова.

Больше всех абонентов-москвичей долгое время было у МТС, но в 2002 г. ее обошел “ВымпелКом”. Он удерживал лидерство до середины прошлого года, когда нехватка номерной емкости ограничила ему возможность для подключения новых абонентов. “Один раз МТС потеряла [лидерство в Москве], и с большим трудом ей удалось в июле вернуть [его], когда у “ВымпелКома” были проблемы с номерами”, – вспоминает Панкратова.

Но в конце года “ВымпелКом” решил эту проблему и стал сокращать отрыв: по данным ACM-Consulting, на 30 ноября МТС опережала его всего на 25 000 абонентов (6,985 млн против 6,960). А по итогам опубликованных во вторник данных за декабрь “ВымпелКом” за месяц подключил на 30 000 клиентов больше, чем МТС, по итогам года обойдя своего главного конкурента на 5000 абонентов.

Однако уже на следующий день МТС вернула себе лидерство. Вчера МТС распространила пресс-релиз, в котором заявила, что поторопилась дать данные о своей абонентской базе. “Мы переводим абонентов на обслуживание в новой биллинговой системе и “потеряли” в статистике 46 000 московских абонентов”, – пояснил начальник службы по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. По словам представителя МТС, 31 декабря абонентов вычли из старой системы CBOSS и забыли приписать в новую – Foris. За сентябрь – декабрь прошлого года МТС перевела на новую систему расчетов уже 2 млн московских абонентов семейства предоплаченных тарифов “Джинс”.

В “ВымпелКоме” проведенную МТС корректировку расценили как реакцию МТС на потерю лидерства. “Видимо, уважаемые конкуренты нервничают и сильно переживают, что мы активно растем, – говорит директор по связям с общественностью “ВымпелКома” Михаил Умаров. – Последние месяцы мы больше подключаем абонентов, так что рынок нас рассудит”.

Впрочем, дилеры утверждают, что в последнее время в столице контракты от МТС продаются лучше. “В декабре в наших продажах лидирующие позиции заняла МТС, поскольку сделала наиболее удачное предложение для нас и абонентов”, – рассказывает руководитель по связям с общественностью DIXIS Татьяна Москалева. Впрочем, расхождение оказалось незначительным: продажи контрактов “ВымпелКома” отставали у DIXIS всего на 5%. “Евросеть” в декабре также подключила к МТС гораздо больше абонентов, чем к “ВымпелКому”.

Заявление МТС заставит аналитиков скорректировать свои оценки столичного сотового рынка. В iKS-Consulting новые данные уже учли, а ACM-Consulting, по словам аналитика Антона Погребинского, сделает это в следующем ежемесячном отчете. “Раз это официальные данные, мы исправим цифры за декабрь”, – говорит он.

Впрочем, эксперты относятся к этой истории с иронией. При более чем 8 млн подключений в России изменения на 46 000 абонентов не меняют картину рынка, отмечает Погребинский. “Превышение показателей на несколько тысяч выглядит просто смешно и ничего не значит для фондового рынка – успех измеряется ростом доходов и прибыли компании”, – заявил аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Яковицкий. Просто для МТС принципиально важно не потерять лидерство, считает Панкратова. “Поэтому понятна и поспешность, с которой отыскали 0,5% московской абонентской базы”, – добавляет она.