Недоступная биржа


Первого января в Париже открылась биржа Евросоюза по торговле квотами на выбросы парниковых газов. Вчера, по сообщению “ИТАР-ТАСС”, там прошла первая сделка: 5000 т СО2 были проданы по цене 8,40 евро за тонну.

Теоретически российские компании могут неплохо заработать на продаже своих квот. По Марракешским соглашениям, прилагающимся к Киотскому протоколу, страна может ежегодно продавать не более 10% от имеющегося резерва – это 5 млрд т для России на 2008–2012 гг., или 500 млн т ежегодно. Годовой доход, по оценке Минэкономразвития, может составить $1–3 млрд. Дело в том, что по сравнению с базовым 1990 г., от уровня выбросов в котором рассчитываются квоты, российские предприятия загрязняют атмосферу на 30% меньше.

Но выход на биржу для них пока закрыт. К торгам допускаются только европейские компании, имеющие сертификаты ЕС о допустимом объеме выбросов, поясняет директор климатических программ Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин. Европейцы могут купить квоты у россиян только напрямую, заплатив не деньгами, а инвестициями в энергосберегающие проекты в России, добавляет и. о. предправления Энергетического углеродного фонда (ЭУФ) Михаил Роганков.

Но это совсем небольшие деньги. В запасе ЭУФ, учрежденного РАО ЕЭС для реализации совместных инвестпроектов своих “дочек”, 11 бизнес-планов. Инвесторы нашлись на два из них: перевод на газовое топливо двух паровых котлов на Амурской ТЭЦ и внедрение современных парогазовых установок на Медногорской ТЭЦ. “Киотские” инвестиции в эти проекты – 10 млн евро и 1,7 млн евро соответственно. Но для запуска проектов нужны правительственные финансовые гарантии на передачу квот России в те страны, которые их приобретут через свои компании, а органа, уполномоченного выдавать такие гарантии, просто нет, сетует Роганков.

Для биржевой торговли квотами России нужно создавать аналогичную европейской биржу, а российские квоты конвертировать, как ЕС, в сертификаты для конкретных предприятий, говорит директор Фонда экологических инвестиций Михаил Юлкин.

“Мы сами уже вложили в экологические технологии $50 млн, и прямые “углеродные” инвестиции нам не интересны в отличие от свободного рынка”, – говорит директор по развитию Архангельского ЦБК Наталья Пинягина. Комбинат мог бы предложить европейцам до 600 000 т “лишних” парниковых газов. Но правительство сможет подготовить первые документы – только для запуска инвестпроектов – не раньше II квартала 2005 г., говорил в конце декабря замдиректора департамента Минэкономразвития Всеволод Гаврилов. “Мы не будем торопиться запускать механизмы биржевой торговли квотами одновременно с Европой – здесь необходим взвешенный подход”, – добавляет помощник министра промышленности и энергетики Станислав Наумов.