Нефть дешевеет


Аналитик “Совлинка” Лев Сныков полагает, что в снижении цен на нефть виновата ежегодная сезонная тенденция. “Зимой спрос на автомобильное топливо падает. Кроме того, из-за замерзания экспортных портов компании имеют проблемы с вывозом нефти из страны”, – полагает Сныков. Такого же мнения придерживается Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”. Он утверждает, что рынок ожидал сезонного снижения цен, поэтому серьезного влияния на показатели компаний оно не окажет. Однако, полагает аналитик, причиной затоваривания нефтью внутреннего рынка могла стать борьба за “Юганскнефтегаз”. “Экспорт “Юганскнефтегаза”, который составлял до 65% в последние месяцы, резко упал из-за того, что компания не могла выплачивать пошлины”, – считает Нестеров. Он считает, что от нынешнего падения цен может пострадать “Роснефть”, которой достались активы “Юганска”, а вместе с ними – проблемы с экспортом.

Как сообщил вчера “Атон” со ссылкой на данные агентства “Кортес”, за последние два месяца внутренние цены на нефть снизились на 53% – с $23,9 до $11,2 за баррель. Эксперты объясняют это введением с 1 декабря рекордно высокой экспортной пошлины на нефть – $101 за тонну ($13,58 за баррель). “После этого российские нефтяники направили больше нефти на внутренний рынок, что привело к снижению цен на нее”, – говорит руководитель аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. По мнению Дашевского, это снижение должно ударить по компаниям, которые испытывают недостаток перерабатывающих мощностей, в первую очередь по “Сургутнефтегазу”. По оценке аналитика, если цены в течение года будут держаться на таком низком уровне, то прогнозируемая выручка “Сургута” за 2005 г. может упасть на 8% до $9,2 млрд, а прибыль – на 25% до $1,8 млрд.

Но сами нефтяники не тревожатся из-за падения цен. В пресс-службе “Роснефти” заявили, что снижение цен – временное сезонное явление, которое серьезно не повлияет на результаты работы компании по итогам 2005 г. “Еще рано делать какие-то выводы. Ситуация, скорее всего, временная”, – говорит представитель ТНК-BP. А топ-менеджер одной из крупных российских судоходных компаний утверждает, что благодаря теплой зиме навигация на Балтике, через которую идут перевозки нефти из Приморска, не приостанавливалась. “В этом году серьезного льда еще не было. Перевозки идут в обычном режиме”, – говорит менеджер.

Эксперты согласны с прогнозами нефтяников. Дашевский из “Атона” полагает, что до конца января цены будут продолжать падение. Но их рост начнется в феврале, когда экспортная пошлина снизится до $83 за тонну. Нестеров из “Тройки Диалог“ полагает, что цены могут повыситься после того, как “Роснефть” решит проблемы “Юганскнефтегаза” и восстановит объемы экспорта. Один из российских нефтяников, пожелавший сохранить анонимность, считает, что внутренняя цена на сырье может восстановиться до уровня начала декабря после снижения пошлины.

К тому же эксперты предрекают, что конечные потребители нефтепродуктов не получат выгоды от снижения цен на нефть. Вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин напоминает, что в декабре цены на моторное топливо подешевели на несколько процентов. “Сейчас благодаря высоким экспортным пошлинам в стране возник избыток нефти, которая направляется на НПЗ”, – объясняет он. Но дальнейшего снижения цен на топливо ждать не стоит, полагает эксперт.