Современные монастыри


Строительство и обслуживание таких зданий обходится совсем недешево, но они выполняют ряд важных функций. Во-первых, они обеспечивают простор, во-вторых, они удовлетворяют нужды нового стиля жизни, в-третьих, они оборудованы по последнему слову техники, ну и в конце концов они выглядят впечатляюще.

Не исключено, что амбициозные деканы просто пытаются доказать друг другу, что их школа лучше. Но в качестве основной причины строительства новых зданий руководители бизнес-школ в один голос называют заботу о студентах.

“Разумеется, нам хотелось быть не хуже, чем другие бизнес-школы, но в первую очередь мы думали о студентах”, – говорит Тел Снайдер, декан University of Chicago’s Graduate School of Business, которая в прошлом году переехала в новое здание. “В старой школе у нас было 900 студентов, а мест для отдыха хватало всего на 350 человек”.

То же самое относится и к лондонской Imperial College’s Business School. Прошлой весной эта бизнес-школа переехала в новое здание, строительство которого обошлось в 27 млн фунтов стерлингов ($50,677 млн). Раньше школа располагалась в двух смежных зданиях, которые находились через дорогу от основного здания.

Даница Пург, декан и директор IEDC-Bled School of Management (одной из первых бизнес-школ в Центральной и Восточной Европе), расположенной в Словении, также утверждает, что бизнес-школе нужно современное здание.

“Целых 14 лет у нас были хорошие программы, но здание было слишком мало, – говорит она. – К нам приезжали лучшие профессора, а мы не могли обеспечить их самым необходимым, например комнатами для отдыха”.

Когда University of Chicago’s Graduate School of Business переехала в новое здание стоимостью $125 млн, она освободила пять разных зданий, построенных более века назад. “Студенты MBA пока не готовы проводить в школе круглые сутки семь дней в неделю, но все к этому идет. В старом здании мы не могли удовлетворить их потребности”.

Современные программы MBA подразумевают, что студенты находятся в школе по 8–10 часов в сутки, и кроме классов необходимы кафе и комнаты для отдыха, общения с преподавателями и друзьями. Чтобы обеспечить все потребности студентов, необходимо много места и денег. Современные бизнес-школы просторны, удобны и прекрасно оборудованы.

University of Chicago’s Graduate School of Business сейчас занимает семиэтажное здание, в котором есть 12 классных комнат, 31 аудитория, 42 комнаты для собеседований и 167 кабинетов преподавателей. В новом здании достаточно места для 1100 студентов, 110 кандидатов наук и 200 человек персонала.

27 млн фунтов стерлингов, которые Imperial College’s Business School получила в подарок от своего выпускника Гари Танаки в 2000 г., были потрачены на строительство, Сама школа была переименована в Tanaka Business School.

Дэвид Бегг, декан Tanaka Business School, говорит, что, получив пожертвование или начав сбор денег на строительство, бизнес-школы стараются построить здание, которое будет отвечать всем современным требованиям.

“Вы ведь не можете строить новое здание каждые два года, поэтому при строительстве нужно делать все по максимуму. Это все равно что купить новую машину”, – добавляет он.

Клив Холтем, профессор информационного менеджмента лондонской бизнес-школы Cass, изучал влияние пространства на результат обучения. Он принимал непосредственное участие в разработке проекта нового здания бизнес-школы, которое расположено в лондонском Сити, и утверждает, что во многом современные школы похожи на самые совершенные сооружения для работников умственного труда – средневековые монастыри.

Сходство выражается в том, что все находятся на виду друг у друга – это достигается за счет стеклянных перегородок, а длинные коридоры и лестницы, зачастую оборудованные местами для отдыха и общения, способствуют встречам преподавателей различных дисциплин и студентов.

Ян Коуэлл был слушателем программы MBA в City University, когда бизнес-школа переехала из старого здания в комплексе Барбикан в новое здание Cass в 2002 г.

“Когда мы переехали, было впечатление, что мы выбрались из тюрьмы, – говорит он. – В новом здании просторно, там большие классы и аудитории”.

Профессор Снайдер полагает, что новые здания значительно облегчают процесс обучения. “Мне, как учителю, хотелось бы верить, что окружающая обстановка не имеет значения, но опыт преподавания в новом здании Gleacher Center доказывает обратное”.

В стремлении к совершенству University of Chicago’s Graduate School of Business истратила около $300 000 на создание и оборудование классных комнат.

Когда словенская бизнес-школа IEDC создавала проект своего здания в городе Бледе (которое вскоре будет увеличено на 30%), особое внимание уделили тому, что это будет не просто школа, но также место для встреч и общения деловых людей, поэтому в центре здания находится атриум, от которого расходятся комнаты и аудитории.

“Наша школа – это место не только для учебы и встреч, но также и для размышлений, поэтому в наших коридорах и классах вы можете увидеть картины и скульптуры”, – говорит Даница Пург. В новом здании IEDC можно насчитать около 200 произведений искусства.

Новое здание может способствовать притоку учеников и преподавателей. Ян Коуэлл, например, пришел учиться в Cass, потому что эта школа “не стоит на месте, развивается, инвестирует деньги в строительство нового здания”.

Но все согласны, что одного только нового здания для бизнес-школы недостаточно. Профессор Пург утверждает, что “превосходным учителям нужно превосходное окружение. Но хорошего профессора с куском мела в руках я предпочту любым, даже самым современным технологиям”. (FT, 9.01.2005, Полина Михалева)