В Питере не хватает офисов


В июле прошлого года губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко пообещала пополнить доходы городской казны за счет перевода “ряда крупных компаний” на налоговый учет в Петербурге. Вскоре госкомпании одна за другой стали объявлять об открытии в Питере дочерних компаний, а то и вовсе переносе штаб-квартир в Северную столицу. Например, “Роснефть” открыла на родине президента Владимира Путина трейдинговую “дочку” – “РН-Трейд”, которая, по оценке компании, должна платить в городской бюджет порядка $50 млн в год. “Транснефть” создает в Петербурге филиал для управления Балтийской трубопроводной системой. Он мог приносить Петербургу $30–50 млн в год. А Внешторгбанк решил сменить московскую прописку на питерскую. В 2003 г. банк заплатил в московский бюджет около $60 млн налога на прибыль, которые в случае переезда достались бы Питеру. Переехать в Петербург обещал и “Совкомфлот”.

Однако переезд в Северную столицу осложнился неожиданной проблемой – найти там подходящий офис госкомпаниям оказалось непросто. “Готовых офисов представительского класса в Петербурге практически нет, – поясняет Алексей Григорьев, гендиректор компании “РМС-оценка”, занимающейся оценкой недвижимости. – У города есть подходящие здания, но они требуют ремонта и реконструкции, а на это нужно два-три года”.

“Мы пока не нашли место под строительство офиса для филиала”, – рассказывает вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. Большинство зданий в Петербурге – памятники архитектуры, которые нельзя сносить или перестраивать, к тому же большинство подходящих объектов уже в частной собственности, объясняет он. По словам Григорьева, чиновники предложили “Транснефти” несколько вариантов, среди которых аварийное здание 142-й школы на Арсенальной набережной. В пресс-службе Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) Петербурга подтвердили это, добавив, что школу решено закрыть, а детей уже переводят в другие школы.

Это пришлось по душе не всем. Вчера ученики и их родители провели около здания школы пикет против ее закрытия. Передача здания школы “Транснефти” противоречит закону “Об охране прав ребенка”, который запрещает передавать здания, предназначенные для образовательных нужд, под другие цели, пояснил один из организаторов митинга – депутат петербургского Законодательного собрания Алексей Ковалев. Он надеется, что “Транснефть” “не пойдет на конфликт и выберет другой объект”. В “Транснефти” уверяют, что не воспользуются спорным участком.

Не избежал проблем с поиском офиса и Внешторгбанк. “Рассматривается несколько адресов, объекты есть, но вопрос должен быть решен с некой помпой – такой банк [как ВТБ] не может оказаться в унылом месте”, – поясняет сотрудник банка. Банк собирался занять шестиэтажное здание торгово-офисного центра класса А на Большой Морской улице площадью 6000 кв. м, строительство которого компания “БизнесЛинк” собирается завершить в феврале. Но сделка зависла – стороны не могут договориться. В “БизнесЛинке” “Ведомостям” сообщили, что делали ВТБ предложение об аренде здания, но сейчас никаких переговоров об аренде или о продаже здания с ВТБ или его агентами не ведется.

Чуть больше повезло “Газпрому”. Осенью он получил предварительное согласие Матвиенко на застройку под офис участка в районе Большой Охты. Впрочем, официальных решений пока нет.

А “Совкомфлот” и “Роснефть” избежали проблем, решив ограничиться небольшими офисами. “Мы просто арендовали небольшие площади под “РН-трейд”, это было несложно”, – сказал источник в “Роснефти”. “Мы еще подыскиваем офис, но никаких проблем у нас нет, – добавил топ-менеджер “Совкомфлота”. – Речь идет о небольшом помещении, и мы не собираемся строить никаких офисов”.

Питерские аналитики считают это правильным. Местный рынок недвижимости “очень сложен для [сторонних] инвесторов, закрыт, юридически не проработан”, говорит гендиректор консультационной компании Stanley Estate Мария Тиника. “Если инвестор приобретает недвижимость у города, требуется расселение объекта и длительное согласование чиновниками, а для компании, не знакомой с петербургским условиями, это практически нереально”, – поясняет она.