Дело Тимошенко живет


На прошлогодних выборах президента Украины Владимир Путин сделал ставку на премьера Виктора Януковича. Российские власти старались ему всячески помогать. В частности, ближайшую соратницу Виктора Ющенко – Юлию Тимошенко Главная военная прокуратура России обвинила в даче взятки российским офицерам в 1996 г. Это обвинение возникло в рамках заведенного еще в 2000 г. дела о нецелевом использовании бюджетных средств, выделенных Минобороны. В сентябре российские следователи вызывали Тимошенко на допрос, она, разумеется, не явилась. После этого ее объявили в международный розыск по линии Интерпола, была даже выдана судебная санкция на ее задержание.

Ющенко в итоге выиграл президентские выборы, в минувшее воскресенье он вступил в должность, а в понедельник назначил Тимошенко и. о. премьера.

Казус с уголовным преследованием главы правительства соседнего государства, как считалось, был разрешен в ходе личных переговоров российского и украинского президентов в понедельник. Ющенко ответ Путина на вопрос о “деле Тимошенко”, по его признанию, “удовлетворил”.

Однако вчера генпрокурор России Владимир Устинов заявил, что следствие в отношении Тимошенко не будет прекращено. А отвечая на вопрос о возможности ее задержания, Устинов напомнил, что “прокуроры не арестовывают”, а судебное решение о задержании Тимошенко не отменено.

Украинские политики и политологи восприняли заявление Устинова как очередной антиющенковский выпад российского руководства. “Это вызов со стороны России, – говорит депутат Верховной рады, член Коммунистической партии Украины Александр Голуб. – Москве неприятно, что в Киеве не учли ее мнение при назначении премьера”. А по словам директора Европейского института интеграции и развития Дмитрия Выдрина, заявление прокурора – это “проявление как минимум недальновидности”. “Если Тимошенко не будет ездить в Россию, то ничего, кроме вреда, нашим отношениям не будет, – рассуждает эксперт. – Создается ощущение, что российская власть больна мазохизмом: наносят удары по себе и радуются этому”. Впрочем, Голуб убежден, что новая украинская власть уже научилась пропускать филиппики российских политиков и чиновников мимо ушей.

А по мнению российских экспертов, о продолжении расследования Устинов заявил вынужденно. “У прокуратуры все-таки есть достоинство, поэтому объявить о прекращении дела сразу же после назначения обвиняемой премьером – это значит признать, что дело имеет политический характер”, – объясняет замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По прогнозу президента Института национальной стратегии Станислава Белковского, “в ближайшее время российский суд примет решение, что обвинение было предъявлено необоснованно и переведет Тимошенко из обвиняемых в свидетели”. “Может, она даже показания даст”, – допускает Макаркин. Белковский ожидает появления соответствующего судебного решения сразу после утверждения Тимошенко премьером.

В Кремле уже готовы решать проблему. “Надеюсь, мы найдем возможность урегулировать вопрос Тимошенко, – говорит сотрудник администрации Путина. – А от Устинова ждать других заявлений было бы сложно”. В управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры отказались говорить о перспективах дела Тимошенко. Однако источник в Генпрокуратуре сообщил, что, поскольку во время официального визита арестовать Тимошенко никто не позволит, “сейчас вся умственная энергия прокуратуры будет направлена на заминание дела”. Сделать это можно, по словам источника, двумя способами: “Или адвокат Тимошенко подаст жалобу в суд, или то же самое сделает надзирающий прокурор и постановление отменят”.