Нет росту тарифов


С 2005 г. граждане России должны оплачивать 100% себестоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Регионы вправе устанавливать более щадящие условия для своего населения, но доплачивать коммунальным предприятиям им придется без помощи Федерации.

Десять лет назад, по словам руководителя направления “Городское хозяйство” Института экономики города Сергея Сиваева, в среднем по стране население платило 10% от реальной стоимости ЖКУ. И хотя уровень оплаты постепенно повышался, отрасль испытывает инвестиционный голод. По оценке Федерального агентства по строительству и ЖКХ, на ее модернизацию требуется 1,2 трлн руб.

Но сенаторам идея 100%-ной оплаты гражданами услуг ЖКХ очень не нравится. Вчера Совфед принял за основу проект своего постановления с призывом к правительству отложить на неопределенный срок переход на 100%-ную оплату гражданами жилищно-коммунальных услуг (окончательная редакция документа будет рассмотрена СФ 9 февраля). Сенаторы предлагают правительству совместно с губернаторами оценить способности населения полностью оплачивать жилье и коммунальные услуги, а заодно увеличить субсидии регионам для покрытия “возможных дополнительных расходов субъектов и местных бюджетов на предоставление гражданам субсидий” на оплату ЖКУ. По мнению председателя сенатской комиссии по естественным монополиям Михаила Одинцова, эти меры необходимы, чтобы не усугублять “и без того проблемную ситуацию, вызванную реализацией закона о льготных выплатах”. А спикер сената Сергей Миронов днем раньше заявил, что “тарифная политика [в ЖКХ] не должна быть отдана на откуп региональным властям и федеральный центр должен сказать здесь свое веское слово”.

Темпы подорожания коммунальных услуг на местах действительно неоправданно высоки, согласился вчера с сенаторами руководитель Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков. По данным ФСТ, в 20 регионах ЖКУ с начала года подорожали на 40–70%. Например, в Орловской области отопление для населения подорожало на 65,5%, в Мордовии – на 69,7%, в Волгоградской области – на 79,7%, в Татарстане – в 2,4 раза. При этом ни один регион в России не вышел за максимальный уровень тарифов на тепловую энергию для населения, утвержденный федеральной службой. По словам Новикова, проблема в том, что региональные власти по нескольку лет откладывали повышение тарифов до реального уровня, а в начале года разом компенсировали отставание. В ряде регионов коммунальные платежи занижались, потому что губернаторы желали переизбраться на новый срок, отмечает пресс-секретарь Министерства регионального развития Ирина Теркина.

Сиваев из Института экономики города надеется, что у правительства хватит политической воли не идти на поводу у сенаторов. “Если не повышать тарифы до уровня реальных издержек, проблема с недофинансированием коммунального сектора только усугубится”, – уверен он. А предложение подбросить регионам денег из бюджета на субсидирование платежей за ЖКУ, по мнению эксперта, закончится разворовыванием этих денег. “Семьи, у которых коммунальные платежи превышают 22% в ежемесячных доходах, успешно пользуются субсидиями. А в среднем по России эти платежи не превышают 7–8% от доходов населения”, – объясняет Сиваев.

За коммунальные тарифы сенаторы взялись из-за январской шумихи вокруг социальных проблем, признает председатель сенатского комитета по промышленной политике Валентин Завадников (сам он с предложениями коллег не согласен). “Монетизация льгот стала катализатором активности всех субъектов политики, включая Совфед, которому постоянно приходится доказывать свою самостоятельность и дееспособность”, – резюмирует Ростислав Туровский из Центра политических технологий.