Правительство против конфискации


Отмена конфискации с самого начала вызвала недовольство силовиков. В апреле 2004 г. замгенпрокурора Владимир Колесников заявил, что у государства должно быть право конфисковать имущество наркобаронов и террористов. А на прошлой неделе генпрокурор Владимир Устинов прямо предложил восстановить конфискацию имущества в качестве уголовного наказания. “В противном случае для коррупционеров становится выгодна экономическая составляющая преступления”, – пояснил он.

Мысли генпрокурора совпали с планами главы администрации президента Дмитрия Медведева. В середине января он направил в правительство проект поправок в УК, которые не просто восстанавливают конфискацию, но и дают возможность применять ее к более широкому кругу преступлений, чем раньше. Например, по законопроекту, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”, конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения преступления, а также имущество, в которое доходы или прибыль от преступления были частично или полностью вложены. При этом круг преступлений, по которым можно применять конфискацию имущества, вообще не ограничен.

“Это означает тотальную национализацию”, – уверен управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян. В начале 1990-х гг., когда формировались все нынешние финансово-промышленные группы, было невозможно ничего приобрести в собственность, не нарушив какой-нибудь закон, поясняет он.

Законопроект также разрешает конфисковывать имущество, “предназначенное для финансирования преступлений”, даже если оно было передано другому лицу, которое “имело основания полагать”, что оно получено в результате преступления. По мнению представителя правительства в высших судах Михаила Барщевского, конфискация имущества у граждан, которые “могли знать” о его незаконном происхождении, противоречит презумпции невиновности.

Чиновник Белого дома рассказал, что правительство пока не дало никакого заключения на президентские поправки в УК. “Они всех пугают”, – признается чиновник. Правда, по его мнению, удар можно было бы смягчить, максимально подробно регламентировав конфискацию имущества. “В этом случае будут невозможны произвольные действия”, – объясняет чиновник. По его словам, конфискация предусмотрена в законодательстве большинства развитых стран, но бизнес от этого не страдает.

Другой федеральный чиновник полагает, что правительство все-таки завизирует президентские поправки, но уверяет, что текст можно будет поправить в пользу бизнеса на этапе его рассмотрения в Госдуме.

Правда, думцы настроены на поддержку силовиков. Группа депутатов из фракции “Единая Россия” во главе с вице-спикером Госдумы Любовью Слиской еще в прошлом году внесли в Думу законопроект, возвращающий в УК норму о конфискации имущества.