Bulgartabak не достанется BAT


BAT – единственная компания, подавшая заявку на покупку госпакета из 80% акций фабрик Sofia BT, Plovdiv BT и Blagoevgrad BT, которые входят в Bulgartabak. “Учитывая сложную политическую обстановку, которая продолжает ухудшаться, мы считаем, что не сможем заключить сделку в сроки, которые позволили бы нам получить достаточную прибыль от инвестиций”, – заявил представитель BAT.

Сложности политической обстановке в стране добавили протесты Турецкого движения за права и свободы, входящего в правящую коалицию Болгарии. Турки, составляющие 10% населения страны, недовольны тем, что могут потерять свой основной источник дохода – поставки табака на государственные заводы.

Это уже третья за прошедшие семь лет неудачная попытка болгарского правительства приватизировать Bulgartabak и серьезный удар по руководителю правительства Болгарии Симеону II. Премьер-министр пытался завершить приватизацию табачной отрасли до вступления станы в ЕС, так как одно из основных требований для вступающих в союз стран – ослабление государственного контроля над экономикой. “[Решение BAT] – очень тревожный сигнал для инвесторов, – цитирует Reuters министра экономики Болгарии Лидию Шулеву. – Оно ставит под сомнение будущий успех Болгарии как члена ЕС”.

Конфликт с противниками приватизации правительству будет преодолеть непросто. Большинство турок, живущих в Болгарии, работают в табачной отрасли страны. Другие оппозиционные группы также выступили с резкой критикой правительства, обвиняя его в предоставлении недостаточной информации о переговорах с BAT.

“Болгария на пороге парламентского и политического кризиса”, – предупреждает Сергей Станишев, руководитель оппозиционной Социалистической партии. Некоторые аналитики считают, впрочем, что приватизации помогли помешать и теневые структуры, зарабатывающие на контрабанде табака и государственных контрактах с убыточными предприятиями, входящими в Bulgartabak.

Правительство не сдается, обвиняя оппозицию в срыве важной для страны сделки. “У нас был шанс, и мы его упустили, – говорит Шулева. – Болгария не просто потеряла 200 млн евро, а создала угрозу для стратегической отрасли промышленности”. Она добавила, что срыв приватизации, из-за которого казна недосчитается этих денег, осложнит выплату пособий тысячам рабочих убыточных фабрик, которые будут закрыты в ходе реструктуризации Bulgartabak.

Представитель МВФ в Болгарии Джеймс Роуф сообщил Reuters, что продажа Bulgartabak является одним из важнейших факторов при определении позиции на переговорах с болгарским правительством и ее отмена может омрачить другие его достижения в области реформы экономики.

Ранее на болгарские фабрики претендовали и российские компании. Согласно условиям тендера претенденты на активы Bulgartabak должны иметь пятилетний опыт производства сигарет и зарабатывать на них не менее 500 млн евро в год. Все консорциумы, участвовавшие в первых конкурсах – “Росбулгартабак” и “СК-Табак”, – установленным условиям не соответствуют. Их обороты в десятки раз ниже требуемых. Кроме того, по словам представителей обеих компаний, сейчас Bulgartabak не интересен российским инвесторам – на совокупную долю болгарских марок, по оценке компании “Бизнес Аналитика”, приходится менее 1% табачного рынка России. (Использованы материалы WSJ.)