Деньги из воздуха

Министр финансов Алексей Кудрин ничего такого не говорил/ Д.Гришкин

Откуда “Роснефть” взяла $9,35 млрд на покупку “Юганскнефтегаза”, неизвестно. Госкомпания только объявила, что выручила $1,7 млрд, продав “Газпрому” доли в шельфовых проектах.

Во вторник руководитель Росэнерго и член совета директоров “Роснефти” Сергей Оганесян признался, что с деньгами помог Китай. Отвечая на вопросы журналистов, он подтвердил, что “Роснефть” профинансировала покупку “Юганска”, позаимствовав $6 млрд у китайской CNPC – в качестве предоплаты в счет будущих поставок нефти в Китай до 2010 г. в объеме 48,4 млн т. А министр финансов Алексей Кудрин спустя несколько часов уточнил, что в схеме кредитования “Роснефти” участвовал государственный Внешэкономбанк. ВЭБ занял $6 млрд у китайских банков, в том числе у китайского Eximbank, а затем выдал их “Роснефти”, передало слова министра агентство Reuters.

Сутки спустя чиновники, “Роснефть” и Внешэкономбанк бросились убеждать рынок, что китайские деньги в сделке по “Юганску” не использовались. Пресс-служба Минфина утверждает, что слова Кудрина неправильно истолковали. “Ни в одном из высказываний министра, если не вырывать их из контекста… не содержится утверждений о причастности ВЭБа к покупке акций “Юганскнефтегаза”, – говорится во вчерашнем сообщении министерства. Сам факт выдачи кредита Минфин не отрицает. Банк и госкомпания также сообщили, что “Роснефть” получила $6 млрд в виде предоплаты за обещанные Китаю 48,4 млн т нефти, а ВЭБ и китайские банки финансировали сделку как агенты. Но оба отрицают, что эти деньги тратились на покупку главного актива “ЮКОСа”. “Роснефть” объявила, что “планирует направить [их] в производственно-хозяйственную деятельность” и на “капиталоемкие стратегические проекты”. О каких многомиллиардных проектах идет речь, компания сообщить отказалась.

Экспертов объяснения компаний и чиновников не убедили – рынок думает, что те выводят из-под удара ВЭБ и китайскую сторону. “Невозможно поверить в то, что “Роснефти” нужны $6 млрд на хозяйственную деятельность, – говорит Стивен Дашевский из “Атона”. – Это абсурд”. По мнению главы аналитического отдела “Ренессанс Капитала” Рона Смита, власти опасаются возможных судебных преследований. Ведь Group Menatep грозит судебным преследованием каждому участнику продажи “Юганскнефтегаза”. Во вторник управляющий директор группы Тим Осборн уже пообещал подать в суд и на ВЭБ, и на китайцев. А ВЭБ является агентом российского правительства по обслуживанию внешнего долга, и на его балансе находится $180 млрд.

К тому же “Роснефть” где-то должна была отыскать деньги на свою покупку, а других следов финансирования эксперты не видят. В отчетности крупнейших российских банков за декабрь нет резких скачков показателей, свидетельствующих об их возможном участии в сделке по покупке “Юганска”, говорит руководитель рейтингового агентства “Банкир.Ру” Елена Джумаева. Не заметили взрывного роста по кредитам, гарантиям и поручительствам, а также по другим основным статьям баланса, в которых должны были найти отражение подобные сделки, специалисты ИЦ “Рейтинг“ и Центра развития. Самый заметный всплеск в декабре 2004 г. – рост кредитов, выданных Сбербанком сроком от одного до трех месяцев, на 51,8 млрд руб. до 70,3 млрд руб. Внешэкономбанк, у которого нет банковской лицензии, в статистике банковской системы не отражается.

В любом случае “Роснефти” придется еще долго расплачиваться за “Юганск”. Скоро госкомпании понадобятся средства для покрытия его долгов. Еще в сентябре 2003 г. “ЮКОС” получил кредит на $1 млрд от синдиката западных банков, возглавляемых Societe Generale. Поручателем по кредиту выступил “Юганскнефтегаз”. Как рассказал “Ведомостям” источник в одном из банков – участников синдиката, они направили в госкомпанию требование немедленно погасить оставшуюся часть долга на $540 млн. Представитель “Роснефти” подтвердил, что на днях “Юганскнефтегаз” получил уведомление от западных кредиторов с требованием погасить более $500 млн.

Кроме того, по словам представителя “Роснефти”, поставлять нефть в Китай будут в основном ее “дочки” “Пурнефтегаз” и “Сахалинморнефтегаз”. Сейчас компании добывают по 9,6 млн т и 1,8 млн т нефти в год, и при неизменных объемах добычи им пришлось бы отдать китайцам всю нефть, добытую за четыре ближайших года.