Рынок не верит в “Газпром”

В.Волков

Ситуация на фондовом рынке сейчас складывается наилучшим образом, говорит аналитик Альфа-банка Ангелика Генкель. За три дня индекс РТС вырос на 4,1%. По ее мнению, такой умеренный устойчивый рост на высоких объемах после того, как агентство Standard & Poor’s присвоило России инвестиционный рейтинг, гораздо более интересен, чем спекулятивный скачок с последующей коррекцией. Вчера большинство “голубых фишек” прибавили 1–3%, а основной индикатор нашего рынка – индекс РТС прибавил 1,7%, превысив 650 пунктов.

Вчерашний день добавил скептикам новый аргумент. “Роснефть” сообщила, что намерена поставлять в Китай нефть дочерних “Пурнефтегаза” и “Сахалинморнефтегаза”, т. е. активы “Роснефти” могут достаться “Газпрому” обремененными обязательствами (см. статью на А1). “Теперь нужно пересматривать оценку, а “Газпром” может не захотеть взять актив, обремененный рисками китайского кредита”, – говорит управляющий фондами Prosperity Capital Management Иван Мазалов.

На этом фоне подешевевшие на 2% акции “Газпрома” выглядели белой вороной. На западных биржах падение было чуть больше: к 20.00 МСК в Лондоне ADS “Газпрома” потеряли 2,6% стоимости, во Франкфурте – 2,4%. “[На рынке] очень много продавцов, и бумагу просто не пускают вверх”, – говорит трейдер “Атона” Алан Дзарасов.

Причиной распродажи недавнего фаворита инвесторов участники рынка называют опасения за судьбу слияния “Газпрома” и “Роснефти”, необходимого для либерализации рынка акций монополиста. Чтобы снять ограничения на торговлю акциями “Газпрома”, государству необходимо увеличить свою долю в его капитале до контрольного пакета.

В сентябре прошлого года президент Владимир Путин одобрил присоединение “Роснефти” к “Газпрому” в обмен на акции концерна, находящиеся на балансе его “дочек”. После этого капитализация “Газпрома” за два дня выросла на 23%. В декабре была завершена оценка стоимости “Газпрома” и “Роснефти”, а сделку предполагалось завершить до конца года.

Но переход “Юганскнефтегаза” под контроль “Роснефти” спутал все карты. Аналитики предположили, что схему слияния придется менять. Позавчера эти опасения подтвердил руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян, предположив, что схема слияния “Газпрома” и “Роснефти” может измениться: нефтяная компания сохранит самостоятельность, а концерн станет ее миноритарным акционером.

“При желании этот вопрос можно решить, но все равно это затянет сделку”, – прогнозирует близкий к Кремлю источник. По его словам, последнее время “идет нешуточная борьба тех, кто хочет слияния, и тех, кто против”.

Последней каплей стало заявление замруководителя аппарата правительства Михаила Копейкина о том, что инвестпрограмма и бюджет “Газпрома” на 2005 г. сняты с повестки дня заседания правительства 10 февраля, а новый срок рассмотрения вопроса не определен. Впрочем, рассматривать 10 февраля бюджет “Газпрома” кабинет не собирался, так как “Газпром” не утвердил его на совете директоров в конце января в том числе и из-за неопределенности слияния с “Роснефтью”, говорит чиновник профильного ведомства. Это подтвердил источник в “Газпроме”.

Участники рынка не скрывают разочарования. Если с утра на акции “Газпрома” еще были покупатели, то к середине дня их и след простыл, говорит Дзарасов.

“Если “Роснефть” не будет присоединена к “Газпрому”, то либерализация рынка его акций сильно осложнится и может быть отложена”, – написал в утреннем обзоре аналитик “Тройки Диалог“ Каха Кикнавелидзе. “Проблема в том, что в итоге под вопросом остается либерализация рынка акций “Газпрома”, а инвесторы на нее надеялись и уже включили в цену монополии”, – добавляет аналитик S&P Елена Ананькина. Многие инвесторы играли на том, что рынки акций “Газпрома” будут объединены и цены на них сравняются, подтверждает трейдер “Ренессанс Капитала” Алексей Бачурин, добавляя, что такая игра выгодна лишь при большой разнице в ценах или скорой либерализации. Сейчас премия ADS к местным акциям составляет всего 20%, хотя еще полтора года назад превышала 50%. “Затягивание либерализации делает открытые позиции невыгодными, и спекулянты вынуждены их закрывать”, – указывает Бачурин.