Монополисты сэкономят


Использование или “ограниченное владение” чужим земельным участком (сервитут) разрешил с 1 января 2002 г. новый Земельный кодекс. Теоретически в рамках сервитута владельцы протяженных объектов, например ЛЭП или трубопроводов, могут не оформлять право собственности на землю под своими сооружениями или рядом с ними.

Однако на практике эти нормы не работают. Сервитут регулируется пятью разными кодексами “в разноголосицу”, для его введения необходимы публичные слушания. Кроме того, как и при аренде или покупке земельных участков, надо проводить межевание земли, а иногда и переводить ее из одной категории в другую, поясняет специалист Минэкономразвития. Такое оформление, по оценке сотрудника одной из входящих в РАО ЕЭС энергокомпаний, обходится в $150–1500 за 1 км ЛЭП. По данным Минэкономразвития, протяженность ЛЭП только Федеральной сетевой компании – почти 50 000 км, еще больше находится в распоряжении региональных АО-энерго. А длина трубопроводов “Газпрома”, по данным самой компании, превышает 150 000 км.

Региональные же власти настаивают на том, чтобы к 1 января 2006 г. все участки были оформлены – “бесхозной” земли по закону о введении в действие Земельного кодекса остаться не должно. Но арендовать или покупать множество мелких участков монополистам ни к чему: площадь земли под опорой ЛЭП или вентилем трубопровода небольшая, доступ к этим объектам нужен раз в несколько лет, а прилегающую землю можно использовать в других целях, поясняет директор департамента компании “Пачоли. Земельное право” Михаил Сивачев. Поэтому, по его оценке, никак не оформлена большая часть земли под такими сооружениями. А прецедентов оформления земли под ЛЭП или трубой в сервитут, по данным источника в одной из “дочек” РАО ЕЭС, просто нет.

Между тем близлежащие участки активно осваиваются. Например, “Газпром” столкнулся с тем, что если земля под трубой продана фермеру, то он имеет право “не давать к трубе подъехать”, сетует сотрудник монополии. Дело в том, что “полоса отчуждения”, которая по закону должна проходить вдоль газопровода, “Газпрому” не принадлежит и переходит из рук в руки, обременений на нее тоже нет и “там повсеместно начинают строительство”. “Был случай, когда нам пришлось снижать давление в трубе, из-за того что город подступил слишком близко”, – говорит источник.

Осенью Минэкономразвития обещает внести в правительство законопроект, облегчающий введение сервитута. По концепции поправок проводить межевание или менять категорию земли при получении сервитута на участки под уже построенными ЛЭП и трубопроводами не придется. Никаких арендных платежей за сервитут также не будет, а сам он сохранится за участком даже при смене собственника. Правда, обладатель сервитута должен находиться на чужом участке и вести там работы “разумное время” и делать это “наименее обременительным образом”, а настоящий владелец земли сможет потребовать возмещения убытков от деятельности на его земле. Сервитут может быть установлен для строительства и обслуживания линейных объектов, дорог, геодезических знаков и охоты.

“Оформление земли под каждой опорой – это абсурд, с которым сталкивается любая сетевая компания”, – говорит председатель думского комитета по собственности Виктор Плескаческий. Он убежден, что Дума примет законопроект Минэкономразвития, которого “все ждали уже три года”, очень быстро. “Если поправки будут приняты, мы серьезно снизим расходы на оформление участков [под ЛЭП]”, – радуется сотрудник РАО ЕЭС. Предложения чиновников удешевят и строительство новых объектов инфраструктуры, замечает Сивачев: сейчас стоимость оформления земельных участков при строительстве, например, 1 км ЛЭП в лесной зоне может превышать $1 млн. Сотрудник “Газпрома” надеется, что благодаря поправкам монополия наконец “сможет нормально обслуживать свои объекты”. “Закон позволит сэкономить РАО ЕЭС и “Газпрому”, – соглашается партнер “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Виталий Можаровский. Однако, предостерегает он, в мировой практике публичный сервитут обычно не устанавливается для частных компаний и будет сложно “отделить общественные нужды от частных, например, в случае ЛЭП, идущей к частному заводу”.