Фьорина осталась не у дел


Отставка Фьорины, как и ее карьерный взлет, зависела от множества факторов. После того как лопнул “технологический пузырь” на фондовой бирже, акционеры HP обвиняли ее в падении котировок. Старожилы компании были недовольны отказом от корпоративных традиций HP. Аналитики утверждали, что Фьорина неспособна наладить компьютерный бизнес HP, и эти упреки раздавались даже после того, как HP поглотила за $19 млрд Compaq Computer, некогда своего главного конкурента.

Фьорина постоянно была в центре внимания деловой прессы. Это неудивительно: она олицетворяла новую породу гендиректоров – с широтой взглядов, харизматичностью и уверенностью в себе. Психолог Майкл Маккоби называет этот тип “производительными нарциссами” и утверждает, что в правильно выбранной обстановке они могут совершать великие подвиги. В неподходящей обстановке их неизбежно ждет провал, пишет он.

На прошлой неделе от Фьорины отступился ее главный союзник – совет директоров HP. Пять лет назад директора сделали ставку на то, что именно Фьорина, пришедшая из Lucent Technologies и ставшая первым гендиректором HP, приглашенным со стороны, сможет вывести компанию из кризиса. И когда во время битвы с акционерами за поглощение Compaq критика Фьорины достигла высшей точки, совет директоров поддержал гендиректора. Но сейчас директора решили, что Фьорина должна уйти.

После своей отставки Фьорина не дает интервью. У ворот ее дома в Силиконовой долине дежурят два охранника в солнцезащитных очках, отпугивая непрошенных посетителей.

Те, кто знаком с Фьориной много лет, говорят, что смелость и стремление все делать самой свойственны ей с раннего возраста. Отец Фьорины – юрист и федеральный судья – работал в разных странах, поэтому семья часто меняла место жительства. В конце 60-х – начале 70-х гг. они жили в Калифорнии, Северной Каролине, Лондоне и Гане. И после каждого переезда трое детей заводили новых друзей, а потом расставались с ними.

“Я все время привыкала к новому месту, – вспоминала Фьорина в одном из интервью несколько лет назад, – особенно было трудно переезжать, когда мне оставалось учиться в школе всего год. Но это дает уверенность в своих силах. Больше я этого никогда не боялась”.

В бизнес Фьорина пришла окольным путем. В Стэнфорде она занималась историей средних веков, потом недолгое время училась в юридической школе, но бросила ее и впоследствии получила степень магистра в бизнес-школе. В 90-е гг. Фьорина была восходящей звездой в Lucent: она постоянно удивляла совет директоров, привыкший к скуке на заседаниях, своей решимостью и четкостью изложения материала. Правда, ей не хватало технического образования и ее постоянно упрекали в том, что смелость она ценила больше, чем точность или способность реализовать задуманное.

Когда в 1999 г. HP начала смотрины кандидатов на пост гендиректора, Фьорина сразу стала номером один в списке претендентов. Тогда ей было 44 года, и совет директоров решил, что ее энергии хватит, чтобы заставить компанию работать быстрее.

Но после того как Фьорина стала гендиректором HP, выяснилось, что ее усилия часто не достигают целей. Вскоре после своего назначения Фьорина снялась в рекламе HP. Новый гендиректор была снята на фоне гаража в пригородном доме, в котором в 1930 г. была основана компания. На самом деле это был не исторический гараж, а его копия: операторам так и не удалось получить доступ к оригиналу.

В первый год руководства Фьорина начала агрессивную реорганизацию компании; но, если реформы шли не так, как было запланировано, она могла от них отказаться. В 2001 г. в связи с ухудшением экономической ситуации Фьорина была вынуждена уволить 6000 сотрудников (7% штата). Это было самое масштабное сокращение штата за всю историю HP, и внутри компании оно воспринималось очень болезненно.

Когда в сентябре 2001 г. Фьорина предложила поглощение Compaq, акции HP отреагировали сильными колебаниями котировок. А влиятельные акционеры, объединившиеся вокруг Уолтера Хьюлетта, сына одного из основателей компании, начали битву, чтобы сорвать сделку.

В марте 2002 г. Фьорине, которая постоянно повторяла, что поглощение Compaq поможет HP стать сильной компанией, с большим трудом удалось добиться одобрения сделки акционерами. Но те, кто близко общался с Фьориной в то время, говорят, что битва с акционерами не прошла для нее бесследно. Гендиректор HP потеряла напористость в дебатах, редко мотивировала свои доводы, ограничиваясь фактами, и почти не пыталась растопить недоверие аудитории.

Когда стало ясно, что поглощение Compaq не приведет к желаемым целям, Фьорине пришлось уйти в оборону. Тем временем менеджеры HP стали уходить к конкурентам. Правда, Фьорина отказывается признать, что HP потеряла много ценных руководителей.

Занимая пост главы компании с капитализацией в $80 млрд, Фьорина была самой влиятельной бизнес-леди в мире, но не соглашалась с теми, кто ее так называл. В своих интервью она твердила, что лидерские качества не имеют пола, и просила судить ее только по делам.

Остается только догадываться, чем Фьорина будет заниматься после своей отставки. У нее хорошие отношения с президентом Джорджем Бушем и губернатором Калифорнии Арнольдом Шварценеггером, поэтому ее не раз спрашивали о политических амбициях. Фьорина обычно уходила от ответа и говорила: “Я никогда не думала о том, какой будет моя следующая работа. Никогда”. (WSJ, 10.02.05, Татьяна Бочкарева)