Отдам компанию в хорошие руки


Капеллас стал генеральным директором, а по сути – антикризисным менеджером WorldCom в 2002 г., после того как компания оказалась в центре крупнейшего бухгалтерского скандала в корпоративной истории США: объем приписок составил $11 млрд. Реструктуризация шла со скрипом, и никто не мог предположить, что она окажется столь успешной, говорит Капеллас. MCI, которую WorldCom поглотила в 1998 г., вышла из процедуры банкротства весной 2004 г. со старым названием и сильно сократившимися активами.

А в середине февраля MCI приняла предложение Verizon о поглощении за $6,8 млрд. Капеллас уже сообщил, что в Verizon не останется. Полтора месяца назад он сказал одному из своих знакомых, что хотел бы получить пост гендиректора в другой компании. Правда, в последние дни забот у него прибавилось. Qwest Communications предложила заплатить за MCI $8 млрд. Капеллас ответил, что MCI остается верна соглашению с Verizon, которая находится в прекрасном финансовом состоянии, но рассмотрит и предложение Qwest, хотя большие долги и убытки последней делают его менее привлекательным.

Капеллас не говорит, что будет делать после того, как “пристроит” MCI. Но многие прочат его на пост гендиректора HP, который пустует после недавней отставки Карли Фьорины. Правда, HP может найти замену Фьорине раньше, чем Капеллас сможет уйти из MCI.

Чем бы ни пришлось Капелласу заниматься в будущем, он не новичок в решении трудных задач. Слепой на один глаз с пятилетнего возраста, в 2000 г. он начал бегать на марафонские дистанции и сбросил более 20 кг. Свое увлечение, по словам его бывших коллег, гендиректор MCI объясняет тем, что бег помогает ему справиться со стрессом.

“В стрессовой ситуации он ведет себя гораздо спокойнее, чем большинство людей, которых я знаю”, – рассказывает Бенджамин Роузен, бывший председатель совета директоров Compaq.

Капеллас пришел в Compaq в августе 1998 г. на должность старшего вице-президента, отвечающего за продажи компьютеров на внутреннем рынке. До этого он успел поработать в Schlumberger, американском подразделении SAP и Oracle. А в 1999 г. он стал гендиректором Compaq.

Требовательный к сотрудникам Капеллас умеет разруливать напряженные ситуации, которые возникают, например, во время обсуждения финансовых показателей на телеконференции с аналитиками инвестбанков. На совещание со своими заместителями он мог ворваться со словами “Парни, расслабьтесь”, а во время заседания – выстукивать пальцами ритм рок-н-ролла, вспоминает Джеффри Кларк, бывший финдиректор Compaq.

Капеллас руководил Compaq слишком короткое время, и далеко не все согласны признать его заслуги на этом посту. Некоторые кадровые решения, которые он принял в Compaq, впоследствии оказались ошибочными. Как бы то ни было, снизив издержки компании, Капеллас согласился продать ее HP за $19 млрд.

Убедить акционеров Compaq в правильности этого решения Капелласу было нелегко. Инвесторы отреагировали на сделку снижением котировок акций Compaq. Сам Капеллас на очень короткое время стал президентом HP.

Соглашаясь возглавить реструктуризацию WorldCom, Капеллас сильно рисковал. Ему пришлось общаться с судьями, управляющими, назначенными судом, кредитным комитетом, расколотым советом директоров, вселять уверенность в 60 000 сотрудников, вмиг утративших уверенность в завтрашнем дне, миллионы испуганных потребителей и тысячи гневных инвесторов.

Перед самым началом пресс-конференции WorldCom, на которой должно было быть объявлено о его назначении, Капеллас раздумывал, не принять ли вместо этого предложение Microsoft, говорит один из его знакомых.

Но он быстро освоился в новой отрасли и сумел вывести WorldCom из почти безнадежной ситуации. “Два с половиной года мы прожили как в аду”, – вспоминает Деннис Бересфорд, один из директоров MCI. Заседания совета начинались в 8 утра – часто после позднего ужина накануне, – но Капеллас всегда появлялся в офисе раньше, чем остальные члены совета директоров.

В MCI Капелласу удалось многое, но некоторые проблемы так и не были решены, говорит Лиза Пирс, аналитик из Forrester Research. Он, например, так и не смог интегрировать в компанию 60 операторов и сетей, которые WorldCom приобрела еще в конце 90-х гг. “Теперь такая возможность есть у Verizon”, – говорит Пирс.

Как и в случае с Compaq, Капеллас проработал в MCI слишком мало, чтобы превратить ее в динамично развивающуюся компанию. “Одно дело – что-то исправить, и совсем другое – поставить компанию на рельсы развития”, – резюмирует Рауль Кац, исполнительный директор и президент телекоммуникационной консалтинговой фирмы Adventis.

Не обошлось и без явных промахов. Год назад, проработав в компании всего семь месяцев, уволился Ричард Роскит, президент и управляющий директор MCI. Ветеран телекоммуникационной отрасли ушел из компании, потому что его должность из-за реформ в руководстве фактически была упразднена.

Руководить MCI Капелласу пришлось вместе с Ричардом Бриденом, бывшим председателем SEC. Бриден был назначен управляющим MCI по решению суда. Когда совет директоров MCI, решив, что им нужен именно Капеллас, предложил ему щедрый контракт, Бриден не согласился с его условиями, и Капелласу пришлось две недели работать бесплатно. В итоге Бридену удалось сократить бонус, обещанный Капелласу, на $6 млн.

Это не помешало Бридену и Капелласу найти общий язык. Однажды Капеллас даже одолжил Бридену костюм короля, купленный им для корпоративной вечеринки на Хэллоуин. Сам Капеллас надел костюм волшебника Мерлина. “Я посвятил его в рыцари волшебной палочкой, как Ричарда Львиное Сердце”, – шутил он. (WSJ, 15.02.2005, 25.02.2005, Татьяна Бочкарева)