Укротитель министров


Сегодня пройдет первое заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу. Председательствовать в комиссии будет Фрадков, а его единственный заместитель в ней – вице-премьер Александр Жуков. В нее включены ключевые министры (см. врезку). Руководивший бюджетной комиссией несколько лет Кудрин теперь возглавит только ее рабочую группу по бюджету, а Греф – группу по экономике. Согласно положению о комиссии к ее ведению относится все, что связано с разработкой проектов бюджета на три ближайших года и на предстоящий год. Во исполнение этой задачи комиссия рассматривает сценарные условия и прогноз социально-экономического развития страны, согласовывает основные направления налоговой, таможенной и долговой политики, “необходимые при подготовке проектов бюджета”. Комиссия вправе запросить у министерств и ведомств все нужные для этого документы, оценить реализацию ими целевых программ и фактически перераспределить средства бюджета. Решения комиссии принимаются большинством голосов (при их равенстве последнюю точку ставит премьер) и обязательны для всех распорядителей бюджетных ресурсов.

Заболевший вчера Фрадков не успел подписать постановление о комиссии. Между тем у Минфина и аппарата Белого дома взгляды на ее деятельность серьезно расходятся. Из представленной Кудриным записки следует, что расчеты и аналитика ложатся на рабочие группы, аппарат правительства должен помогать комиссии организационно-технически. Однако в Белом доме не собираются, как выразился один из чиновников, “только разносить бумаги”. Поэтому в проекте положения аппарат отвел себе наравне с Минфином и Минэкономразвития информационно-аналитическое обеспечение комиссии. Не соглашаются в Белом доме с тем, что рабочие группы, как считает Кудрин, будут готовить для утверждения комиссией окончательные решения. “Если надо штамповать все, что предложит группа, зачем создавать комиссию, проще сразу выносить все на правительство”, – недоумевает чиновник Белого дома. Рабочие группы, по его словам, будут рассматривать вопросы, готовить комиссии рекомендации. Отменено еще одно предложение министра финансов, состоявшее в том, что, если хоть один член комиссии возражает против ее решения, вопрос должен выноситься на заседание правительства. В Белом доме считают, что такая процедура лишит комиссию оперативности, затянет принятие решений. Оценивая в целом предложения Кудрина, члены правительства полагают, что он “хотел по максимуму умалить роль комиссии и через свою рабочую группу фактически вернуть себе свободу рук [в бюджетном процессе]”.

Пресс-секретарь Минфина Геннадий Ежов говорит, что предложения его министерства “продуманы и полностью соответствуют сути административной реформы, пока не завершенной”. “Если существуют другие мнения, то Кудрин и его заместитель [Татьяна] Голикова будут отстаивать представленную ими точку зрения”, – замечает Ежов. Чиновник Минэкономразвития сказал, что разночтений с Минфином у них нет и они лишь предложат Фрадкову перераспределить в пользу рабочей группы Грефа часть полномочий группы Кудрина.

Конфликт Фрадкова с Грефом и Кудриным очевиден всем, констатирует бывший первый зампред Центробанка Сергей Алексашенко. Он опасается, что комиссия станет полем борьбы премьера с министрами экономического блока и это может парализовать бюджетный процесс. Бывший министр экономики Александр Шохин считает, что Фрадков стремится установить в правительстве принцип единоначалия, используя комиссию как инструмент субординации. Однако это, по мнению Шохина, расходится с идеологией административной реформы, в которой министры должны были играть ключевую роль в экономической политике, а премьер выступал бы только “медиатором”. “Очевидно, что комиссия не только станет фильтром предложений Минфина, но и заметно снизит полномочия правительства”, – считает он.

В администрации президента подчеркивают, что премьер всегда играл ключевую роль при подготовке бюджета, но прежний премьер Михаил Касьянов делал это гораздо гибче, заранее проговаривая с Кудриным, Грефом и аппаратом все подходы. По кремлевского сотрудника, Фрадкову и министрам придется находить компромиссы самостоятельно: “Администрация президента не может до бесконечности вмешиваться в эти конфликты, если они будут постоянно подключать к этому [Владимира] Путина, то получат по голове”.