Тест на профпригодность


Как рассказал “Ведомостям” член совета директоров АЦБК Тимур Соколов, представляющий интересы Pulp Mill, на прошлой неделе “Базовый элемент” внес поправки в устав предприятия. Они будут рассмотрены на годовом собрании акционеров, которое состоится в конце июня. Как следует из поправок (их копия имеется в распоряжении “Ведомостей”), “Базэл” предлагает усилить роль совета директоров. В частности, они предусматривают ликвидацию правления и повышение кворума на совете директоров с нынешних четырех человек из семи до шести.

Также “Базэл” предлагает установить жесткий ценз для соискателей места в совете директоров АЦБК. Не могут претендовать на этот пост люди, привлекавшиеся “к уголовной ответственности” за экономические преступления и против госвласти или наказанные за административные правонарушения “в области финансов и рынка ценных бумаг”. Кроме того, “Базэл” предлагает закрыть путь в совет директоров АЦБК акционерам или сотрудникам компаний-конкурентов, а также не обладающим необходимыми “знаниями, навыками и опытом” претендентам.

Официальные представители “Базэла” на выходных были недоступны. Но источник, близкий к компании, подтвердил существование этих поправок. По его словам, в “Базэле” опасаются, что с подачи Pulp Mill в совете директоров АЦБК могут появиться сомнительные личности для защиты предприятия от притязаний “Базэла”.

Но Соколов считает опасения “Базэла” “нелепыми”. “Никто и так не собирается предлагать в совет директоров уголовников или конкурентов, – утверждает он. – Кроме того, непонятно, кто должен оценивать компетентность кандидата”. Впрочем, Соколов говорит, что в Pulp Mill еще не решили, поддерживать или нет инициативу “Базэла”.

Директор Института независимых директоров Дмитрий Штыков отмечает, что в российских компаниях не приняты подобные ограничения. Как правило, отмечает он, в положениях о совете директоров указано, что члены совета должны действовать исключительно в интересах общества и быть ему лояльны.

Вице-президент “ВымпелКома” Валерий Гольдин отмечает, что, как правило, необходимости в подобных нормах не существует. “Эти правила действуют по умолчанию, – отмечает он. – Понятно и так, что никому и в голову не придет избирать в совет директоров людей некомпетентных или с темным прошлым”. “Решение об избрании того или иного человека в совет директоров принимают акционеры, – отмечает руководитель отдела по связям с инвесторами “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский. – Если у них возникает вопрос о каких-либо пробелах в опубликованной биографии кандидата, акционеры могут задать ему вопрос на собрании”.

Партнер юридической компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин отмечает, что принятие поправок выгодно “Базэлу”, который борется с Pulp Mill за контроль над АЦБК. Эти поправки позволят полностью контролировать работу совета директоров, отмечает юрист. Тутыхин полагает, что в случае принятия предложений “Базэла” работа совета директоров может быть сильно осложнена. “Даже при поверхностной проверке ФСФР могут быть найдены мелкие административные нарушения членов совета директоров, и, таким образом, они будут вынуждены покинуть совет”, – говорит Валерий Тутыхин. Он также отмечает, что пункт о компетентности может стать основанием для подачи иска о признании кого-либо из членов совета директоров некомпетентным. А пункт о повышении кворума до шести человек принудит Pulp Mill по всем вопросам договариваться с “Базэлом”, который имеет два места в совете директоров АЦБК.