Путь в Литву перекрыт


В последние годы “ЮКОС” был основным поставщиком нефти на Мажейкский НПЗ, так как согласно договору с правительством Литвы об управлении нефтеконцерном обязан организовывать загрузку завода не менее чем 4,8 млн т нефти в год. И до сих пор это обязательство выполнялось. Но теперь такая возможность для “ЮКОСа” может быть утрачена. Если в экспортном графике на I квартал в направлении этого завода значились только предприятия “ЮКОСа” (в том числе и “Юганскнефтегаз”, который на момент составления этого графика еще входил в “ЮКОС”), то в графике на II квартал “ЮКОСа” и его “дочек” уже нет. По данным агентства Argus Media, его место заняли практически все крупные компании – “ЛУКОЙЛ”, “Роснефть”, ТНК-ВР, “Сибнефть”, “Славнефть”, “Сургутнефтегаз”, “Татнефть”, которые в совокупности должны поставить 1,8 млн т нефти.

Положение “ЮКОСа” в Литве не назовешь прочным. Акции Mazeikiu Nafta он приобрел в 2001 г. у американской Williams, в результате чего стал правопреемником этой компании по инвестиционному договору с правительством Литвы. Согласно этому документу инвестор имеет два опциона на выкуп дополнительных пакетов акций литовской компании. Первый из них — на право приобретения акций новой эмиссии в объеме 9,7% от уставного капитала за $75 млн – истек 29 октября. Второй опцион предусматривает выкуп 11,5% акций Mazeikiu Nafta у литовского правительства. Срок его окончания – 29 октября 2006 г. В случае реализации обоих опционов доля “ЮКОСа” в литовском концерне увеличится до 74,93%. Однако даже первый опцион компания ввиду своего бедственного финансового положения реализовать не смогла, а в отсрочке правительство ей отказало. Сейчас им предстоят переговоры на эту тему, при этом правительство настроено само выкупить эмиссию и стать контролирующим акционером. Литовские чиновники неоднократно говорили, что “ЮКОС” перестал быть надежным партнером и поэтому не исключено даже расторжение договора об управлении.

Источник, близкий к “ЮКОСу”, уверен, что отлучение “ЮКОСа” от поставок в Мажейкяй – спланированная акция российских властей”. “Они хотят выдавить нас из этой страны, – говорит источник, – чтобы литовский концерн достался какой-то другой российской компании”. Какой именно, он не уточнил, но сказал, что “неформальные разговоры” о возможной продаже “ЮКОС” ведет с “ЛУКОЙЛом” и ТНК-ВР.

Руководитель пресс-службы “ЮКОСа” Александр Шадрин эту информацию комментировать отказался. То же самое сделали представители ТНК-ВР и “ЛУКОЙЛа”. Впрочем, в “ЛУКОЙЛе” заметили, что, если литовский концерн будет продаваться, это будет интересный актив для компании.

Представитель Министерства хозяйства Литвы сказал “Ведомостям”, что переговоры правительства с “ЮКОСом” еще не начались. Но, если “ЮКОС” действительно перестанет быть поставщиком нефти в Литву, это, несомненно, ослабит его позицию на переговорах и не исключено, что Литва будет добиваться расторжения договора об управлении.

“Это довольно странный шаг со стороны правительства, учитывая недавнее заявление “ЮКОСа” о том, что у него есть оборотный капитал для финансирования своего экспорта”, – удивляется Лев Сныков из “Совлинк Секьюритиз”. По словам аналитика, за этим могут стоять бизнес-интересы компаний, желающих купить НПЗ, т. е. некие компании пытаются вынудить “ЮКОС” продать завод. “Это может быть как “Роснефть” в лице государства, так и другая крупная компания, например “ЛУКОЙЛ” и “Сургутнефтегаз”, – предполагает аналитик.

“Следующим шагом может стать изменение статуса собственника компании”, – полагает директор аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. По его словам, можно ожидать, что те компании, которые будут в дальнейшем поставлять нефть на этот завод, получат большие шансы стать собственником.

Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев не объяснил причину исключения “ЮКОСа” из числа поставщиков Mazeikiu Nafta, сославшись на то, что экспортные графики по направлениям составляются в Минпромэнерго. Представитель Минпромэнерго не смог вчера прокомментировать решение своего ведомства.