Ющенко чужого не надо


В понедельник на встречу с Ющенко в Киев приехали 11 российских предпринимателей, большинство из которых имеют активы на Украине. После череды заявлений украинских чиновников о намерении отменить приватизацию некоторых компаний они подозревали, что рискуют потерять собственность. Ющенко ничего россиянам не обещал, но им показалось, что ждать больших проблем от новых украинских властей теперь не стоит.

Вчера эти надежды подтвердил президент. На встрече с российскими журналистами в Киеве он сказал, что “предприятий, купленных ранее российскими инвесторами”, в перечне кандидатов на деприватизацию “скорее всего не будет”. А собственники, которые останутся в результате отмены аукционов без своих компаний, смогут попытаться еще раз купить их на новых торгах. Все повторные конкурсы, по его словам, надо провести в течение трех месяцев.

Теперь бизнесмены уверены, что получили настоящие гарантии. На встрече в понедельник их не было, хотя “говорились хорошие слова о сотрудничестве России и Украины”, признает один из ее российских участников. При этом, говорит источник в Кремле, поездку россиян в Киев инициировала администрация президента, “чтобы прояснить взгляды Ющенко на перспективы российского бизнеса на Украине”. Председатель совета директоров компании “Ренова” Виктор Вексельберг, который вчера был на Украине, передал через своего пресс-секретаря Андрея Шторха, что после “естественной” послевыборной паузы сложились наконец “все условия” для активизации российского бизнеса на Украине и “оснований для беспокойства” у предпринимателей нет. Председатель РСПП Аркадий Вольский вчера сказал, что большинство бизнесменов из России “позитивно настроены” на сотрудничество с украинскими чиновниками, а Ющенко и первый вице-премьер Анатолий Кинах не будут массово отбирать российскую собственность.

Ющенко готовит почву для завтрашнего визита российского президента Владимира Путина в Киев, полагает президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. Но на твердые гарантии российские бизнесмены, по его мнению, рассчитывать не должны – новая украинская власть неоднородна. Например, Ющенко и премьер Юлия Тимошенко в феврале приводили разные оценки количества предприятий, которые могут быть реприватизированы. Президент говорил о “30–40” компаниях, а премьер – о “3000”.

Консультант Тимошенко, политолог Дмитрий Выдрин утверждает, что президент и премьер одинаково не намерены реприватизировать российскую собственность на Украине. В отличие от местных олигархов россияне при покупке активов “стремились соблюдать формальности и пользовались западными стандартами финансовой отчетности”, поясняет он.

В любом случае у Киева есть масса путей для отступления от президентских обещаний, замечает эксперт киевского Института стратегических исследований Виктор Небоженко. Например, формально российская собственность в основном оформлена не на реальных собственников, а на офшоры.