GM близка к банкротству


В I квартале GM ожидает убытка в $1,5 на акцию против нулевой прибыли по предыдущему прогнозу – таких потерь GM не несла больше десяти лет. В пятницу стоимость акций компании на NYSE снизилась на 17% до $28,62. Прогноз прибыли на год снижен с $4–5 на акцию до $1–2. Это может привести к чистым убыткам в $850 млн по итогам I квартала 2005 г. Рейтинговое агентство Standard & Poor’s снизило прогноз рейтинга компании до негативного, а Merrill Lynch изменила рекомендацию по ее акциям с “держать” до “продавать”. Падение акций снизило капитализацию компании почти на $2,7 млрд.

Основные проблемы GM связаны с Северной Америкой, где ее теснит японская Toyota Motor. На продажах компании негативно сказываются и рекордно высокие цены на топливо.

Кроме того, GM приходится оплачивать медицинскую страховку и пенсию 1,1 млн своих сотрудников и членам их семей. Затраты на страховку сотрудникам добавляют $1525 к стоимости каждой машины General Motors. Иностранные производители машин в основном расположены в странах, где существует система социальной медицины, и их затраты на страховку намного меньше. Из-за этого в 2004 г. GM с каждой проданной машины в США заработала $290, а Toyota около $2000. Только в 2005 г. GM планирует потратить на страховку сотрудников $5,6 млрд.

Еще одна крупная статья расходов компании – огромные выплаты уволенным сотрудникам. Согласно нынешнему трудовому договору GM обязана выплачивать им 95% заработной платы в течение 5 лет. К примеру, весной компания намерена уволить 3000 сотрудников на заводе в штате Мичиган, средняя зарплата сотрудника составляет $6700, сокращение обойдется GM в $20,1 млн в месяц.

Гендиректор компании Рик Вагонер на прошлой неделе заявил, что компания откажется от своей сбытовой политики “0% за кредит” – эта кампания стартовала в сентябре 2001 г. Также компания намерена вложить больше средств в продвижение своих брэндов. Вагонер сообщил, что GM намерена снизить производство, чтобы сначала реализовать 1,3 млн нераспроданных машин. Более детальной информации о выходе из кризиса руководство компании не предоставило.

Аналитик автомобильной отрасли Мериэнн Келлер в инвестиционном бюллетене Barron’s заявляет, что компании необходимо сократить число выпускаемых марок. Восемь брэндов – слишком много для того, чтобы занимать 25% американского рынка легковых машин. “Toyota продает примерно половину машин от реализуемых GM, торгуя всего двумя брэндами Toyota и Lexus”, – напоминает аналитик.

Первыми кандидатами на выбывание могут стать Saab и Saturn, от продажи которых компания не получает прибыли годами. Отказ от марок сначала потребует затрат, но “некоторые из этих брэндов уже умерли, просто они еще этого не осознали”, – говорит Рон Тадросс из Bank of America Securities. По его мнению, “шаги, которые должна предпринять GM, чтобы снова стать жизнеспособной, будут очень болезненными и непростыми”.

По мнению аналитиков Barron’s, компании надо снизить дивиденды c $2 до 50 центов. Это позволит сэкономить $1,1 млрд. Также необходимо понизить зарплаты менеджерам, временно отменить бонусы и обратиться за помощью к 7600 дилерам Cadillac, Hummer, Buick, Pontiak, GMC Truck, Chevrolet, Saturn и Saab. В Barron’s считают, что переговоры об уступках с профсоюзом работников автомобильной индустрии United Auto Workers надо начинать сейчас и не ждать, пока в 2007 г. закончится действие нынешнего договора.

Если срочно не предпринять вышеперечисленные меры, у компании может не остаться другого выбора, как подать иск о банкротстве, – говорится в аналитическом докладе Barron’s. Но финансовый директор GM Джон Дивайн заявил, что компания не намерена подавать на банкротство и что это вообще “не стоит обсуждать”. (Использована информация DJ.)