Запад боится китайской одежды


Европейская комиссия в среду планирует рассмотреть введение ограничений на ввоз китайского текстиля. Американские производители, только что ознакомившиеся с отчетом Министерства торговли США за I квартал этого года, который показывает рост импорта китайского текстиля и одежды на 62% по сравнению с прошлым годом, могут потребовать от своих властей аналогичных мер.

Накал борьбы за товарные рынки между США и Китаем и так уже высок. На прошлой неделе обе страны выпустили отчеты, в которых обменялись обвинениями в притеснении производителей. Китай пожаловался на увеличение числа антидемпинговых расследований в отношении своих экспортеров. США упрекают Китай в том, что его власти не защищают американскую интеллектуальную собственность.

Что касается текстиля, то, по данным китайских таможенных органов, объем экспорта этого товара в США в феврале вырос на 147% до $650 млн по сравнению с тем же периодом прошлого года, а в Европу – на 188% до $783 млн.

Резкий рост китайского экспорта был ожидаем после отмены действовавшей в течение десятилетий системы, по которой каждая страна имела право ввозить одежду в США и Европу в рамках квоты. Она позволяла ограничивать экспансию Китая и Индии.

Китайские власти решили создать систему внутренних заградительных мер, таких как экспортные пошлины, чтобы избежать введения новых, так называемых “предохранительных”, квот. По этой системе, разработанной специально для Китая и ставшей одним из условий вступления страны в ВТО, любой член организации может ввести предохранительные квоты. Турция, уже воспользовались этим правом, ограничив импорт китайской одежды.

Критики утверждают, что Китай ввел самоограничения слишком поздно. Так, с начала года лишились работы 5600 человек, или 8% от занятых в текстильной промышленности.

Американские производители заявляют, что Китай пользуется незаслуженными преимуществами – его валюта недооценена, в результате чего цены на товары занижены, а компании получают поддержку государства.

Эксперты предполагают, что введение предохранительных квот на ввоз китайской продукции в США – вопрос времени. До 2008 г. предохранительные квоты могут приниматься только на год вперед, поэтому пока значительная часть одежды будет по-прежнему производиться в Китае. “Что бы ни случилось, Китай останется ведущим игроком”, – говорит бывший министр торговли США Мики Кэнтор. По данным недавнего отчета Goldman Sachs, доля китайских поставщиков одежды в США может увеличиться с нынешних 20% до 40% в первые два года после отмены квот, а позже еще на 40–60%. (WSJ, 4.04.2005, Кирилл Корюкин)