Требуется оперативное вмешательство


Председатель совета директоров и генеральный директор корпорации General Motors (GM) Ричард Вагонер взял под личный контроль североамериканский бизнес. Как раз в этот момент международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service понизило кредитный рейтинг корпорации GM, а также рейтинг финансового подразделения концерна General Motors Acceptance.

В Moody’s Investors Service считают, что GM вряд ли удастся быстро выйти из кризиса. По мнению агентства, крупнейшему автопроизводителю мира помешают неконкурентная структура фиксированных затрат, в том числе непомерные расходы на медицинское страхование, постоянное сокращение рыночной доли, а также постоянно растущая конкуренция в отрасли.

Есть ли у него план?

Чтобы изменить отношение наблюдателей к своей компании, Ричарду Вагонеру придется вновь сделать GM прибыльной, а также убедить недоверчивых инвесторов и испуганных сотрудников, что у него есть четкий план вывода автомобильного гиганта из кризиса. Некоторые топ-менеджеры корпорации утверждают, что такой план у Вагонера есть. Сам он не спешит делать публичных заявлений о том, что он намерен поменять в североамериканском подразделении GM, и даже не спешит познакомить со своими планами его сотрудников. Знакомые с ситуацией топ-менеджеры говорят, что он настаивает на глубокой реорганизации традиционной структуры власти, цель которой – сделать автогигант по-настоящему международной корпорацией.

Реорганизация, начатая в прошлом месяце, должна превратить GM из холдинговой структуры, в которую входили четыре автономных и независимых производителя (GM North America, GM Europe, GM Latin America and GM Asia-Pacific), в единую компанию, в которой каждая основная функция, например разработка, проектирование или производство новых автомобилей, будет подчиняться одному руководителю. Так, например, заместитель председателя совета директоров GM Роберт Лутц теперь будет отвечать за разработку новых моделей во всех странах мира и получит в свое распоряжение большую часть инвестиционного бюджета компании, который составляет около $8 млрд.

Если раньше Роберту Лутцу пришлось бы уговаривать директоров всех отделений производить одинаковые машины из одинаковых компонентов и с соблюдением одних и тех же стандартов или упрашивать персонал одного отделения поработать в другом регионе, то теперь он просто отдает распоряжение. Во время презентации перед инвесторами Лутц заявил, что запланированные перемены должны принести значительную экономию. Так, стоимость сидений для новой модели, которая должна прийти на смену Chevrolet Malibu, изготовленных в рамках глобальной программы, примерно на 70% ниже стоимости сиденья в текущей модели.

В своем недавнем видеообращении к сотрудниками Вагонер заявил: “Мы видим, что наибольшие трудности испытывает именно отделение в Северной Америке, и я считаю, что нужно позволить другим отделениям работать в соответствии с планами и полностью сосредоточиться на решении самых тяжелых проблем в Северной Америке”.

Публичные реформы

Когда наступают трудные времена, гендиректора автопроизводителей нередко обнародуют подробные планы реорганизации компании, стремясь таким образом успокоить инвесторов и сотрудников. Первым это сделал гендиректор Nissan Карлос Гон, когда в 1999 г. обнародовал стратегию вывода из кризиса японского автогиганта “План оживления Nissan” (Nissan Revival Plan). В программе содержались детальные цели по снижению затрат, сокращению производственных мощностей и повышению прибыли. Впоследствии этот план Гону и его менеджерам удалось перевыполнить.

Гендиректор и председатель совета директоров компании Ford Motor Билл Форд-младший пошел по стопам Гона, когда в 2002 г. разрабатывал стратегию вывода из кризиса второй по величине автомобильной корпорации Америки.

В том числе и поэтому эксперты полагают, что и Вагонеру не стоит быть скрытным. По примеру коллег ему следует донести свои планы до персонала и аналитиков, причем сделать основой упор на их исполнении, говорит Ноэль Тичи, профессор по организационному поведению бизнес-школы университета Мичигана. В 80-е гг. он был консультантом компании General Motors, а в последнее время сотрудничает с компанией Ford. “Для огромной бюрократической машины исполнение – предельно сложная задача”, – говорит он.

Шаги к централизованному управлению основными функциями не кажутся убедительными ряду сторонних наблюдателям. “Вагонер воспользовался классической схемой General Motors. Он пытается ввести в заблуждение аналитиков с Уолл-стрит, держателей акций и покупателей. Меры, которые он сейчас принимает, улучшат краткосрочные финансовые показатели, но ограничат его возможности производить разнообразные продукты, говорит Питер Морици, профессор из бизнес-школы университета Мэриленда. Если разработка новых моделей будет сосредоточена в одном месте, то General Motors рискует размыть границы своих брэндов и потерять долю рынка, считает Морици.

Перестройка системы управления ослабляет влияние региональных директоров GM и одновременно усиливает влияние Лутца. Это может привести к столкновениям. “Он очень властный человек”, – говорит Уоррен Беннис, профессор бизнеса из университета Южной Калифорнии и автор нескольких книг о лидерстве. Менеджерам, у которых отобрали часть полномочий, “будет очень нелегко с ним работать”.

Запутанный клубок

При этом централизация управленческой структуры GM никоим образом не способствует скорейшей экономии денег в североамериканском отделении компании. В январе GM планировал получить прибыль от своих операций в Северной Америке в размере $500 млн. Сейчас в компании ожидают значительных потерь, и тот факт, что Вагонер решил лично возглавить североамериканское подразделение с годовым бюджетом $114 млрд в год, не выглядит обнадеживающим, утверждают аналитики. “Неужели больше некому возглавить компанию? – удивляется профессор Беннис. – И если желающих больше нет, то где он был раньше?”

Другие аналитики автомобильной индустрии дают более оптимистичные прогнозы. Глава GM поступил правильно, “направив основные силы на улучшение ситуации в североамериканском отделении, от которого будет зависеть очень многое”, говорит Роберт Миллер, председатель совета директоров производителя автомобильных компонентов Federal-Mogul. “Я ничуть не сомневаюсь, что у Ричарда все получится”, – добавляет он.

В целом то, как Вагонер пытается разрешить возникший кризис, вписывается в его осторожный стиль руководства, которого он придерживается с того момента, как занял свой пост в 2000 г. Его нежелание шокировать публику громкими заявлениями вполне объяснимо. Он находится в самом центре запутанного клубка отношений между влиятельными группами: профсоюзами, дилерами, инвесторами, рейтинговыми агентствами и, конечно, покупателями. Работа со всеми ними требует деликатности. Но сейчас все эти группы сходятся в одном – они хотят услышать от него конкретный план действий по выводу компании из кризиса.

“Персонал GM очень разочарован. Люди, которые действительно хорошо работали в других отделениях компании, не уверены, что хотят продолжить свою работу”, – говорит один из консультантов по управлению, который тесно сотрудничает с GM.

Никто из руководства GM не захотел назвать срок, к которому реструктуризация должна дать первые результаты. Но эксперты утверждают, что в запасе у Вагонера есть примерно год, иначе членам совета директоров, которые пока его поддерживают, придется уступить давлению и пересмотреть свое отношение к реструктуризации компании.

“Это самое большое испытание в его карьере, и оно очень опасно”, – говорит профессор Тичи. Он добавляет, что Вагонер, должно быть, чувствует себя как фельдшер в переполненном серьезно больными пациентами пункте скорой помощи. “Ему не выжить, если он начнет колебаться, – говорит профессор Тичи. – Ему просто необходимо быстро принимать решения”. (WSJ, 9.04.2005, Полина Михалева)