Англия заплатит рабочим MG Rover


Проблемы в MG Rover начались в середине 90-х гг. С 1998 г. не было выпущено ни одной новой модели. BMW, владевшая компанией в 1994–2000 гг., вложила в нее 550 млн фунтов стерлингов (более $1 млрд), но отчаялась вывести из кризиса и продала за символические 10 фунтов Phoenix Venture Holdings, представляющей интересы четырех бизнесменов из Бирмингема. Но и они потерпели неудачу, а переговоры с китайской Shanghai Automotive Industrial (SAIC) о продаже MG Rover провалились. 8 апреля MG Rover подала иск о банкротстве, и ее внешним управляющим была назначена PricewaterhouseCoopers. 15 апреля PwC заявила, что шансов на продажу компании целиком не осталось и она будет продана по частям.

Выделенные рабочим свыше 20 млн фунтов стерлингов (около $40 млн) в конце концов лягут на плечи налогоплательщиков. Но это только часть обещанных рабочим денег. Министр торговли и промышленности Великобритании Патриция Хьюитт заявила, что общая сумма выплат может достичь 50 млн фунтов ($95 млн). Несколько дней назад она заявила избирателям, что “восхищена тем, что ее служащие проделали огромную работу и сумели выплатить деньги в течение двух недель, хотя обычно это занимает шесть недель”.

Выделенные средства – это часть обещанных премьер-министром Тони Блэром в ходе предвыборной кампании 100 млн фунтов ($190 млн). Ведь помимо рабочих самого MG Rover работу потеряли и тысячи людей, работавших на ее поставщиков. Общее число потерявших работу может достичь 20 000 человек. В заявлении профсоюза Transport and General Workers Union говорится, что “это замечательно, когда правительство так быстро реагирует, но это ужасно, когда люди, прослужившие на заводе годами, остаются жить на пособие”.

Банкротство MG Rover пришлось на время избирательной кампании, и критики правительства говорят о том, что подобная помощь рабочим имеет политический подтекст, тем более что MG Rover была единственным британским автопроизводителем. К тому же пока переговоры с SAIC окончательно не провалились, правительство было готово выделить 100 млн фунтов самой компании. На днях телекоммуникационная компания Marconi, чьи заводы в Британии находятся на грани закрытия, заявила, что не просила у правительства деньги налогоплательщиков. А на прошлой неделе министр финансов Гордон Браун заявил, что “роль правительства состоит не в том, чтобы субсидировать убыточные компании”.

Однако у рабочих Rover и его поставщиков, возможно, еще есть шанс. Как сообщили несколько британских газет на этой неделе, интерес к MG Rover проявил Николай Смоленский, которому принадлежит британская компания TVR, производящая спортивные машины. В частности, The Observer со ссылкой на источник в PwC сообщает, что Смоленский подал запрос в PwC относительно покупки MG Rover целиком. Его предложение – одно из двух о покупке компании, которые рассматривает PwC. Второй претендент – иранская Dastaan Industrial Development. (FT, 4.05.2005, Николай Борисов)