ICQ пришла в Россию


В Россию ICQ (принадлежит американской AOL) пришла вместе с Rambler. Как пояснил “Ведомостям” вице-президент ICQ Эяль Коэн, глобальная стратегия ICQ заключается в работе на региональных рынках вместе с локальными партнерами. По его оценке, из 200 млн пользователей ICQ (вместе с программой AOL Messenger – версии ICQ для абонентов провайдера AOL) 2,2 млн россиян пользуются программой ежемесячно. “Россия – одна из крупнейших по размерам аудитории стран для ICQ, – признает Коэн, – но до сих пор мы никак себя не продвигали и не уделяли ей никакого внимания”.

Коэн говорит, что ICQ в России за первые пять месяцев 2005 г. уже удвоила размеры ежедневной интернет-аудитории до 1,35 млн и собирается как минимум еще удвоить ее размеры до конца года. Ради этого, пояснил он, ICQ будет в России даже рекламировать свой интернет-пейджер, чего компания раньше никогда не делала. Партнером компании в России стал Rambler, его рекламное агентство Index20 стало эксклюзивным продавцом рекламы ICQ для русскоязычной публики сроком на три года.

ICQ и Rambler также выпустят совместную русифицированную версию интернет-пейджера. Замгендиректора компании Rambler Иван Засурский ожидает, что по объему рекламы в России ICQ сравнится с крупнейшими порталами “большой тройки” – “Яndex”, Mail.ru и Rambler. По данным агентства AdWatch, еженедельная аудитория “Яndex” составляет 4,5 млн, mail.ru – 3,8 млн, Rambler.ru – 3 млн. Объем рынка рекламы, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2004 г. составил $30 млн. Засурский признает, что по размерам аудитории ICQ уступает порталам, но при этом средний пользователь интернет-пейджера пользуется программой пять часов в день – даже больше, чем средний телезритель у экрана телевизора. Он ожидает, что ICQ соберет четверть всех рекламных денег в Интернете.

Гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин говорит, что ICQ в поисках партнера встречались в том числе и с ним. Но в Mail.ru предпочли развивать собственный интернет-пейджер Agent, говорит он. Сейчас реклама в интернет-пейджерах слабо раскручена, признает Гришин. Но он считает, что у этого рынка есть серьезный потенциал роста, ведь популярность таких программ постоянно растет.

А коммерческий директор “Яndex” Алексей Третьяков сомневается в эффективности такой рекламы, ведь интернет-пейджеры не позволяют сегментировать аудиторию – т. е. анализировать ее поведение и показывать подходящую рекламу. Он считает, что в Россию ICQ привело усиление конкуренции с Microsoft, выпускающей свой интернет-пейджер MSN Instant Messenger. Иван Засурский из Rambler не отрицает, что основным конкурентом ICQ в России будет Microsoft. По его словам, ICQ планирует собрать у себя всю потенциальную аудиторию интернет-пейджеров, пока Microsoft не пришел в Рунет.

Президент онлайнового рекламного агентства IMHO VI Арсен Ревазов считает, что реклама в ICQ, которой активно пользуется молодежь, идеально подходит для крупных рекламодателей – например, “ВымпелКома” и Nokia. Пресс-секретарь “ВымпелКома” Юлия Остроухова говорит, что отклик на рекламу в ICQ превзошел ожидания оператора, но отказалась озвучить цифры. Она добавила, что баннеры с рекламой тарифа “Максимальный” “ВымпелКома” за две недели рекламной кампании посмотрела 250 млн раз аудитория в 1,6 млн человек.