Нет света – нет бензина


Заместитель главного инженера “Мосэнерго” Сергей Пронин заявил вчера днем на пресс-конференции, что к энергоснабжению подключены все столичные потребители, отключенные во время аварии, кроме НПЗ. Однако и он, по его словам, будет подключен в ближайшие часы. “Сначала “Мосэнерго” обещало нам дать энергию в 14 часов, потом в 17, но и в 18.30 этого не было сделано”, – сказал “Ведомостям” Николай Фролов, пресс-секретарь Московской нефтегазовой компании (МНГК), в которую входит МНПЗ. По его словам, в 10 утра на завод было подано 30% необходимой мощности, но вскоре энергию снова отключили. Фролов говорит, что даже имеющийся на МНПЗ двухнедельный запас топлива не может отгружаться, так как не работает насосное оборудование. По словам собеседника “Ведомостей”, после восстановления энергоснабжения пуск завода будет проходить в два этапа. В течение двух-трех суток будет восстановлена подача нефти и ее первичная переработка, и второй этап, предполагающий восстановление полного производственного цикла, может занять до трех недель. “Более точно сказать нельзя, так как неизвестно, в каком состоянии окажется оборудование после аварийного отключения, – таких прецедентов не было”, – говорит Фролов. Но серьезных перебоев в поставках с МНПЗ он не ожидает, так как с возобновлением подачи энергии начнется отгрузка нефтепродуктов из имеющихся запасов.

Не опасается дефицита и начальник отдела нефтепродуктообеспечения столичного правительства Игорь Чурсин. По его словам, сейчас на нефтебазах региона имеются запасы на сроки до 20 дней в зависимости от вида топлива. По его словам, это средняя величина резерва, но если появится тенденция к его сокращению, то и крупные нефтекомпании, и независимые трейдеры с удовольствием увеличат поставки. “Сюда придут даже те, кто обычно работает в регионах, – говорит чиновник, – ведь если там они омертвляют свои средства примерно на месяц, то в Москве оборот происходит гораздо быстрее”. По его словам, если бы такая авария случилась семь-восемь лет назад, это была бы трагедия. Но сегодня рынок в регионе конкурентный, так что без топлива москвичи не останутся. По мнению чиновника, повышения цен на топливо в Москве ожидать не стоит, если только не появится ажиотажный спрос, а первые два дня после аварии показали, что его нет.

В Московской топливной ассоциации (МТА) тоже не ожидают ни кризиса, ни роста цен. “Если какие-то дыры на рынке и возникнут, в желающих заткнуть их недостатка не будет”, – говорит президент МТА Евгений Аркуша. По его мнению, цены повышать автозаправщики сейчас не собираются: “Во-первых, начал дешеветь опт, во-вторых, все ждут, когда “ЛУКОЙЛ”, который долго сдерживал свои цены, а теперь начал повышать их, сравняется с рынком”.

Поставщики нефтепродуктов действительно готовы к увеличению поставок в столицу. “Мы не думаем, что Москве грозит топливный кризис, но, если все же потребуются дополнительные поставки, мы их сделаем”, – сказал “Ведомостям” представитель ТНК-ВР, которая владеет Рязанским НПЗ. То же самое говорят в “ЛУКОЙЛе”, который поставляет в регион топливо со своего Кстовского НПЗ в Нижегородской области. Готова изыскать дополнительный бензин для Москвы и “Славнефть”, владеющая НПЗ в Ярославле.