Глава SEC – слишком жесткий


В среду вечером Доналдсон, которому в тот день исполнилось 74 года, объявил о своем уходе. “Думаю, пришло время мне уйти в частный сектор и позволить кому-нибудь другому занять это место”, – заявил он. Свой пост Доналдсон оставит в конце июня. Вчера Буш выдвинул на пост председателя SEC кандидатуру члена палаты представителей республиканца Кристофера Кокса.

После того как крах Enron, WorldCom и многих других компаний потряс американский и мировые рынки, Конгресс США летом 2002 г. принял Акт Сарбейнса – Оксли, направленный на ужесточение требований к финансовой отчетности и системе внутреннего контроля в компаниях. Воплощать закон в жизнь пришлось Доналдсону. “Бизнес-сообщество не испугалось Акта Сарбейнса – Оксли, оно понимало его необходимость, однако затем стало сопротивляться все больше и больше”, – говорит Джоэл Селигман, декан школы права в Университете Вашингтона и автор работ по истории SEC. Доналдсон пришел с набором четких и жестких мер, но столкнулся с гораздо более яростным противодействием, чем испытывала SEC, когда разбиралась с последствиями финансового краха во времена Великой депрессии в начале 1930-х гг., отмечает Селигман.

Доналдсон пошел дальше требований, предусмотренных Актом Сарбейнса – Оксли. Он, в частности, выступает за предоставление акционерам больших прав при выдвижении кандидатов с советы директоров, провел через комиссию такую меру, как требование о независимости председателя и 75% директоров в советах директоров паевых фондов. Это решение Торговая палата США оспаривает в суде. Ополчились на Доналдсона и сами управляющие компании под предводительством Fidelity Investments. Они обращались за поддержкой как к парламентариям, так и в Совет по национальной экономике Белого дома. При Доналдсоне существенно возросли штрафы, налагаемые комиссией на корпоративных мошенников. Он также обязал хедж-фонды регистрироваться в комиссии, считая, что возможный масштабный кризис в этом секторе может ударить по всей финансовой системе. Но против регистрации хедж-фондов выступает, в частности, председатель Федеральной резервной системы Алан Гринспэн. А министр финансов Джон Сноу публично высказывал беспокойство по поводу возможных негативных последствий закручивания гаек регулятором. “Нужно восстановить баланс и сказать: хорошо, мы в некоторой степени восстановили доверие к рынкам и американскому бизнесу, но теперь нужно быть очень осторожными, чтобы защитить те части системы, которые делают ее уникальной”, – говорит Томас Донохью, президент Торговой палаты.

52-летний юрист Кристофер Кокс, который, если его утвердит Конгресс, придет на смену Доналдсону, окончил Гарвард и впервые был выбран в Конгресс в 1988 г. Он возглавлял созданный после терактов 11 сентября 2001 г. комитет по национальной безопасности палаты представителей, пока не появилось одноименное министерство. Он был советником администрации президента при Рональде Рейгане, работая в юридической фирме Latham & Watkins, специализировался на корпоративном праве. (WSJ, 2.06.2005, Михаил Оверченко)