ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ: Помутнение оранжевого цвета


Украинская оранжевая революция была радостным, эмоциональным событием. Это была классическая буржуазная революция, лидер которой, Виктор Ющенко, обещал народу свободу от прежних страхов и коррупции.

Но, как это ни удивительно, правительство под руководством еще одного героя революции, Юлии Тимошенко, взялось проводить политику, по сути, социалистическую и популистскую, похожую на ту, что предлагал проигравший на выборах Виктор Янукович. Существенная разница в том, что политика нынешнего кабинета направлена против олигархов, выдвинувшихся при прежнем правительстве.

Результаты налицо: экономика Украины в прошлом году выросла на 12%; за первые четыре месяца этого года – на 5% в годовом исчислении. В апреле рост вообще составил лишь 3,9%. Главная причина замедления – снижение инвестиций. В прошлом году капиталовложения выросли на 28%, несмотря на всю предвыборную неопределенность.

Новое правительство не просто выполнило, а перевыполнило свои обещания щедро увеличить социальные расходы и зарплаты бюджетников. Естественно, государству пришлось усилить налоговую нагрузку. И социальные издержки, и налоги стали слишком велики для того, чтобы экономика могла продолжать расти в прежнем темпе. В довершение всего инфляция подскочила до 15% и правительство ответило введением административного контроля над ценами на некоторые товары.

Однако сильнейшим ударом по экономике стали туманные планы реприватизации. Во время предвыборной кампании Ющенко отстаивал идею национализации “Криворожстали” с ее дальнейшей честной приватизацией. Правительство начало действовать, но собственники обратились в Европейский суд, разбирательство в котором продлится еще долго.

Ющенко намекал на возможность реприватизации и других предприятий. Но никто и не предполагал того, что произойдет дальше. Украинские чиновники многие месяцы не могут прийти к согласию, сколько сделок они считают коррупционными и требующими пересмотра. Минимум, предложенный Ющенко и первым вице-премьером Анатолием Кинахом, – это реприватизация 29 компаний, у шести из которых есть российские акционеры. Премьер Тимошенко вообще говорила о 3000 предприятий. Более того, среди обсуждаемых законопроектов есть и такой, где пересматривать предлагается все сделки с продажей активов по цене ниже рыночной, а это практически все приватизационные сделки.

Разрешить ситуацию мог бы парламент, но он настолько разобщен, что нужны месяцы для достижения согласия по принципиальному вопросу, если согласие вообще возможно. Кстати, польский сейм в свое время так и не смог принять закон о реприватизации, в результате чего в стране остается много оспариваемой, а потому заброшенной собственности, в частности значительные объекты недвижимости в центре Варшавы. Права собственности на тысячи предприятий оказались в подвешенном состоянии. По Киеву гуляют слухи о том, как местные олигархи, связанные со старым режимом, пытаются продать свою собственность россиянам и уехать из страны. Понятно, что в этих условиях компании урезают инвестиции и развитие экономики прекращается.

Нынешнее правительство – это коалиция разнородных сил, лишь одна из которых – Ющенко с его либералами и умеренными националистами. Еще одной составляющей коалиции стали крупные бизнесмены, поддержавшие будущего президента в своих интересах в пику интересам старых олигархов. Третьей частью была Юлия Тимошенко с ее блоком. Четвертой – социалистическая партия, а также примкнувшие ко всем вышеупомянутым Анатолий Кинах и спикер парламента Владимир Литвин.

Общими усилиями эти политики начали продавливать план реприватизации, движущей силой которого были бизнесмены, проигравшие в свое время фаворитам Кучмы. Некоторые из них поддерживали Ющенко с самого начала, некоторые соблюдали нейтралитет. А для социалистов приватизация – вообще идеологически чуждая идея. “А что плохого в ренационализации?” – удивленно спросила недавно Валентина Семенюк, представительница социалистической партии и председатель Фонда госимущества.

Почти так же настроена и премьер-министр, ведущая антиолигархическую кампанию. “Крупнейшие предприятия, которыми можно эффективно управлять, не должны приватизироваться, они могут принести государству как собственнику отличные прибыли”, – заявила Тимошенко в недавнем интервью. Это похоже на госкапитализм. И наконец, сам Ющенко тоже частично поддерживает реприватизацию, чтобы продемонстрировать стремление новой власти к справедливости. Населению все это нравится. Сейчас уже три четверти украинцев поддерживают идею реприватизации, хотя меньше года назад, в августе, этот вопрос практически не обсуждался.

Джинн выпущен из бутылки. Почему новое правительство осуществляет популистскую повестку дня своего побежденного оппонента? Может быть, потому, что у электората Януковича (а это 44% населения) сейчас нет лидера? Заметим, что популярность Юлии Тимошенко сейчас очень велика, она выше, чем у Виктора Ющенко, именно благодаря поддержке восточных областей.

Еще одна небольшая, но очень влиятельная группа избирателей – олигархи. Реальный вопрос будущего власти на Украине – кому удастся перетянуть на себя их голоса. Есть надежда, что это обстоятельство остановит споры о реприватизации. Иначе проблема прав собственности останется нерешенной многие годы. Опасность в том, что одна часть революционеров попытается разобраться с несговорчивыми союзниками, натравив на них своих прежних врагов. Тогда все благие намерения оранжевых уж точно будут похоронены. Обещанная борьба с коррупцией прекратится из-за ошибочной установки на реприватизацию, а дерегуляция и реформа правоохранительной системы будут проигнорированы.