Изобретатель угрожает отрасли


За последние два десятилетия Гамильтон дважды был автором изобретений, способных произвести революцию в отрасли, использующей не слишком эффективные, но весьма прибыльные методы ведения бизнеса. Сначала он разработал технологию производства таких дешевых линз, что их можно было выкидывать после одного дня носки. Таким образом исчезала необходимость покупать дорогие средства для их промывки и очистки. А затем он придумал, как обойтись без дорогостоящих каналов дистрибуции, принятых на вооружение крупными производителями контактных линз. Это позволило ему установить на свой продукт цену на 50% ниже, чем у конкурентов.

Сейчас созданная им компания Provis выпускает более 30 млн одноразовых линз в год и поставляет их в 25 стран мира. Ежегодный оборот компании превышает 3 млн фунтов стерлингов ($5,4 млн). “Когда люди спрашивают меня: “Что вы собираетесь предпринять, когда на рынок выйдут китайцы?” – я отвечаю: “А что китайцы собираются предпринять, чтобы конкурировать со мной?” – шутит Гамильтон.

Он инженер по образованию и стал задумываться о способах производства более дешевых линз еще тогда, когда был вице-президентом по производству и управляющим директором британского подразделения CooperVision, американской компании – производителя оптики.

В те годы линзы делали на дорогостоящих станках, по многу раз полируя, а затем проверяя их поверхность. Гамильтон и его коллега Билл Седен рассудили, что линзы, произведенные методом литья в специальных формах, могут быть ничуть не хуже по качеству, а кроме того, не будут требовать ни полировки, ни проверки поверхности. Формочки для литья можно было использовать как упаковку для продукта. В таком случае клиент будет касаться пальцами линз только в тот момент, когда достает их из формочки. Менять линзы можно раз в месяц, что весьма экономично, рассудили предприниматели.

Гамильтон поделился своими соображениями с руководством CooperVision, но компания не поддержала его идею. В качестве причины отказа были приведены стратегические соображения. Было заявлено, что его изобретение может нанести ущерб бизнесу компании, связанному с производством чистящих средств для контактных линз. “Если бы с самого начала производители выпускали одноразовые контактные линзы, то никто бы не стал изобретать способов их очистки”, – говорит Гамильтон. Попытки собрать средства для открытия собственной независимой компании закончились неудачей, и он был вынужден наладить миниатюрную линию производства в сарае в собственном саду. Позже он выяснил, что выпускаемые им линзы можно менять каждый день, экономя на них еще больше денег, чем изначально планировалось.

Британская сеть аптек Boots подтвердила, что одноразовые линзы могут получить огромную долю рынка. Компания Scottish Enterprise предоставила Гамильтону 1,5 млн фунтов стерлингов ($2,6 млн) на открытие лаборатории площадью в 540 кв. м в Ливингстоне. В октябре 1994 г. Гамильтон выпустил на рынок свои первые линзы. Два года спустя Bausch & Lomb, крупнейший мировой производитель контактных линз, купил компанию за 20 млн фунтов стерлингов ($35,2 млн). Еще через четыре года Bausch & Lomb за 15 млн фунтов стерлингов ($26,4 млн) купил права на всю интеллектуальную собственность ранее приобретенной компании. Гамильтон и Седен поделили эти деньги между собой.

По условиям сделки в течение пяти лет Гамильтон не имел права конкурировать с Bausch & Lomb, но два года назад он вернулся в бизнес с массой новых идей, которые на этот раз поддерживала компания Scottish Equity Partners. Она вложила около 3 млн фунтов стерлингов ($5,2 млн) и приобрела 15% акций компании Гамильтона.

Гамильтон не мог использовать технологии, интеллектуальное право на которые выкупила Bausch & Lomb. Поэтому он придумал новые способы производства линз. Это были скорее технологические инновации, нежели революция в отрасли. И все же Гамильтон придумал новый способ производства формочек для литья линз, передовые технологии для обточки их краев и новый подход к их промывке. Он не может больше оставлять линзы в формочках для отливки, но использует для создания упаковки отходы от литья. В этом месяце он внедрил еще одну новинку, контактную одноразовую линзу с защитой от ультрафиолетовых лучей.

Новые одноразовые линзы Гамильтона дороже традиционных, но он работает над сокращением издержек производства. По его оценкам, объем продаж сильно вырастет, когда поставленная цель будет достигнута. (FT, 22.09.2005, Мария Подцероб)