Нашли виноватых


Страсти по авиапрому не утихают с тех пор, как 22 августа Ространснадзор запретил полеты Ил-96. Непосредственной причиной запрета стал отказ тормозной системы у президентского Ил-96, из-за чего самолет не смог вылететь из финского Турку 2 августа. На заседании правительства 22 сентября премьер устроил авиапрому настоящий разнос. “Меняйте людей, меняйте картинку, – бушевал тогда Михаил Фрадков. – Меняйте! Предел терпения наступает”.

Чиновники не стали тянуть с исполнением воли премьера. Первым должности лишился глава управления авиационной промышленности в Роспроме Вячеслав Рыбаков. В пятницу стало известно об отставке гендиректора ВАСО Вячеслава Саликова. В среду своего поста лишится главный конструктор по Ил-96 АК “Ильюшин” Вячеслав Терентьев, обещает гендиректор компании Виктор Ливанов, тем же приказом будет упразднена его должность, введена новая – главный инженер по эксплуатации Ил-96 – и состоится назначение на нее. Все перестановки делаются по поручению Роспрома, уверены участники рынка.

В Роспроме от комментариев воздерживаются. Гендиректор компании – разработчика Ил-96 – АК “Ильюшин” Виктор Ливанов уверяет, что Саликов ушел по собственному желанию. Терентьев останется в ОКБ, но разработку Ил-96 курировать больше не будет.

Саликов проработал на ВАСО 38 лет. Начинал с мастера, а в 1998 г. возглавил завод. Рыбаков – выходец из расформированного Росавиакосмоса. Терентьев пришел в ОКБ в 1970-х после того, как основателя бюро Сергея Ильюшина сменил сегодняшний генконструктор – Генрих Новожилов. Пришел вместе с Ливановым. И вместе с Ливановым и Саликовым получил в декабре 2000 г. госпремию за разработку Ил-96 по указу Владимира Путина.

Замену Рыбакову уже нашли – это экс-глава Летно-исследовательского института им. Громова Евгений Горбунов. Но сам Рыбаков ежедневно появляется в Роспроме, пока не решится ситуация с Ил-96, рассказывают сотрудники агентства. Ливанов говорит, что кандидат на место главного инженера по эксплуатации Ил-96 будет выбран из “среды эксплуатантов”. “Профессионал от авиации” станет и во главе ВАСО, а список кандидатур еще изучается, добавляет он. В их числе, по словам двух близких к “Ильюшину” источников, основатель “Каскола” Сергей Недорослев. Но сам он говорит, что таких предложений пока не получал. Саликов же перейдет на работу в “Ильюшин финанс”, на пост заместителя гендиректора, говорит глава компании Александр Рубцов.

На этом кадровые перестановки не закончатся, предрекают сразу несколько участников рынка. По их словам, Роспром обсуждает еще одну отставку – замруководителя агентства Игоря Гаревадского. Инженер по образованию, выпускник МАИ, до 2003 г. он пять лет проработал в Минэкономразвития. А затем стал помощником тогдашнего вице-премьера и сегодняшнего главы Роспрома Бориса Алешина. В числе кандидатов на замену Гаревадскому – Лев Хасис, совладелец “Перекрестка” и глава совета директоров “Трансаэро”, говорят сразу два авиастроителя. В 1994–1998 гг. Хасис возглавлял самарский авиазавод “Авиакор”. Сам он, как и представители Роспрома, информацию о назначении не комментирует.

На этом история с отставками должна закончиться, уверены эксперты. “Это абсолютно локальная история, такой “ЮКОС” в авиапроме”, – считает Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий. Он уверен, что больше претензий к руководителям авиапредприятий не будет. А смену Саликова одобряет, отмечая, что тот был не слишком успешным управленцем. “Это был чистый производственник”, – соглашается с ним один из авиаторов.